По техническим меркам шариковые и роликовые подшипники — изделия настолько специфичные, что ни автомобилестроительные предприятия, ни другие изготовители машин и оборудования сами их не делают. Существует самостоятельная отрасль — подшипниковые заводы, которых в стране насчитывается около двух десятков. У них бывают свои взлеты, но чаще трудности, больно бьющие по машиностроению, а еще больнее — по конечным потребителям. Впрочем, наши потребительские беды — явление особое и порой трудно понять, чем (или кем) они на самом деле вызваны.
Пожалуй, первая крупная «панама» случилась через несколько лет после начала выпуска Жигулей. У этих машин вдруг начали досрочно «кончаться» шарниры карданного вала, а там поди разберись — подшипники виноваты или крестовины. В то время возник повальный дефицит, на котором хорошо погрели руки спекулянты всех мастей. После чего все постепенно утихомирилось само собой.
Позже бывали и другие инциденты, помельче. Самая же крупная история приключилась с началом массового выпуска переднеприводных легковых автомобилей, в ступицах которых сдвоенный шариковый подшипник заменяет два конических. Пришедшая с Запада схема хороша тем, что устраняет необходимость в эксплуатационных регулировках ступичного узла, а ее минус — недостаточная стойкость против родных колдобин. Приемлемый ресурс подшипника обеспечивается только его высоким качеством, а поначалу это не очень удавалось. Сценарий получился знакомый: повышенный спрос — острый дефицит — сумасшедшие цены с рук. Но что характерно: при таком раскладе подшипников все-таки хватало всем. Теперь ситуация иная. Подшипниковые заводы стали самостоятельными, цены они устанавливают сами, сообразуясь с рынком и фактическими производственными затратами, в итоге рецидивы дефицита практически исчезли, хотя стоимость некоторых изделий довольно-таки «кусачая».
К сожалению, последнее обстоятельство толкнуло некоторых хитрых и просто подпольных предпринимателей на неправедные пути. Лучший из них — когда не скрывают, что продают «восстановленные» подшипники (хотя приемлемого восстановления быть не может) и соответственно просят недорого, а худший — когда на рынок выбрасывают халтурную самодельщину, выдавая ее за «фирму». И если твердость кольца можно проверить обычным напильником, то в целом ряде случаев даже специалист ничего не обнаружит на глаз. Единственная гарантия — не обращаться к сомнительным продавцам.
А к кому обращаться? Лучше всего — к дилерам, работающим непосредственно от заводов-изготовителей. Вот только где они, и как найти того, кто представляет именно тот завод, где делают нужный подшипник. На деле все не так мрачно. Новые времена — новые сбытовые каналы. Началось с того, что при нескольких подшипниковых заводах были организованы акционерные общества специально для работы с рынком. Все-таки это особое поприще, а «технарям» хватает своих дел. Ну, а дальше начали действовать законы конкуренции. Наиболее расторопным оказалось АО Сфера при вологодском подшипниковом заводе №23 (у каждого предприятия данной отрасли есть свой номер). Напомним: это тот самый завод, который в числе прочего выпускает шарикоподшипники для ступиц. Так вот, АО Сфера, сливаясь с другими подобными организациями, постепенно распространило свои контакты практически на все заводы, выпускающие подшипники для легковых автомобилей (их номера 2, 3, 4, 8, 9, 11, 18, 20, 23, 31). Для рядовых автомобилистов, равно как и для владельцев авторемонтных мастерских, этот факт интересен тем, что на складах АО Сфера в Москве всегда можно купить и партию, и любой единственный подшипник, причем с гарантированным качеством и по минимальной (без каких-либо накруток) цене. Согласитесь, в нашей смутной ситуации стоит проехать дальше ближайшего авторынка, чтобы не заплатить лишнего и не оказаться обманутым. Правда, пока это только в Москве, но уже есть платы создания дилерских пунктов во многих регионах центральной России.