«Нива» выпускается уже много лет, и можно сказать, что практически без изменений. Те мелкие штрихи, которые со временем дополнили ее портрет, серьезными не назовешь — даже увеличение объема двигателя с 1,6 до 1,7 л не является эпохальным событием. Если задуматься, то становится страшновато — на нем же мы ездим? Хотя можно взглянуть на проблему более оптимистично — раз уж модель по-прежнему успешно продается не только в России, но и в Европе, Южной Америке и даже в Австралии, не так уж все и плохо.
У «Нивы» есть неоспоримый козырь — цена. Новая машина продается сейчас примерно за $5500-6000. А это значит, что даже если потратить еще пару-тройку тысяч на ее доводку, то она все равно будет минимум на треть дешевле наиболее доступного после нее Kia Sportage.
Поразмыслив таким образом, специалисты тюнингового ателье решили подтянуть «Ниву» к некоему концептуальному идеалу, повысив комфортабельность салона, улучшив тяговые характеристики и, хотя многим это и покажется странным, проходимость. Дело в том, что хотя «Нива» и слывет серьезным «проходимцам», но в условиях тяжелого бездорожья ее внедорожный потенциал недостаточен. Маленькие ходы подвески, особенно перед ней, отсутствие межколесных блокировок и слабый на низах мотор портят все дело.
Три блокировки
Вот с двигателя-то и решили начать тюнинг и обслуживание авто. Максимальный объем, до которого его можно расточить, — 1,9 литра. Но это значит, что стенки блока цилиндров станут намного тоньше, и соответственно снизится ресурс. Поэтому мастера остановились на компромиссном варианте — 1,8 литра. Это на сто «кубиков» больше, чем в «стандарте», но добиться подобного рабочего объема можно без расточки блока, путем замены коленвала на более длинноходный. Поршни поставили кованые, так как повысили степень сжатия под 95-й бензин, и нагрузка на поршневую группу возросла. Далее последовал черед головки блока цилиндров. Помимо подгонки и шлифовки впускного и выпускного коллекторов, заменили распредвал на «тюнинговый». Он дает значительную прибавку мощности и крутящего момента — в том числе и на низах, так что мотор работает сразу на два фронта — и динамика улучшается, и необходимая на бездорожье тяга на низах появляется.
Дабы улучшить экономичность, конструкторы в свое время оснастили «Ниву» «длинными» главными парами с небольшим передаточным числом — 3,9. Для внедорожника со слабым и высокооборотным мотором этого явно недостаточно. Поэтому в процессе доработки в «АвтоВенчури» их заменили на пары с передаточным числом 4,5.
Вместе с новыми шестернями поставили и самоблокирующиеся дифференциалы: дисковый с большим коэффициентом блокирования назад и винтовой с меньшим вперед — такой подход позволяет свести к минимуму изменения в управляемости машины. Наличие блокировок устранило опасность застрять при раннем диагональном вывешивании из-за малых ходов подвесок, а сменой главных пар устранили недостаток тяги на колесах. Традиционно слабые подшипники коробки и «раздатки» заменили на шведские SKF.
Лихие «Koni»
Потом настала очередь подвески — штатные амортизаторы заменили на газонаполненные фирмы «Koni» с трехступенчатой регулировкой хода отбоя, но не «нивские», а от Mitsubishi Pajero. Они значительно жестче и позволяют вообще не обращать внимания на качество дороги под колесами.
После этого осталось только поработать над шумовиброизоляцией салона — проблема непростая, но благодаря современным шумопоглощающим материалам решаемая. Как известно, вибрация — извечный бич «Нивы». Она передается с раздаточной коробки на кузов и усиливается им как огромным резонатором. Поэтому в первую очередь кладутся материалы, гасящие вибрацию, а только поверх них — шумоизолирующий слой. Причем должный эффект достигается только при полной обработке кузова.
Как показали обзоры и тесты авто, доработанная «Нива» и разгоняется вполне достойно, и по трассе бежит очень приятно. На бездорожье машина буквально творит чудеса, не сопровождая их традиционными «волшебными» звуками.
Итак, что же в конце концов получилось? Собственно говоря, нормальный внедорожник, отвечающий заложенной в него концепции, — именно такие машины и должны сходить с конвейера АвтоВАЗа.
Все перечисленные удовольствия добавили к стоимости стандартного автомобиля еще примерно $3500. При этом ни внешний вид, ни салон никакой дополнительной доработке специально не подвергались — для того чтобы снизить затраты, все внимание было уделено исключительно «механике».