Букву «е» в конце названия этой точки на карте добавили культурные русскоязычные СМИ. В немецком языке буква сия не читается. Не буду нарушать традицию, хотя замечу: в подобном снисхождении городок Бухлое, что в часе езды от Мюнхена, совершенно не нуждается. Ведь там расположена компания Alpina, вот уже почти полвека превращающая просто хорошие автомобили в уникальные.
Тюнинг? Немного не то слово, совсем другой масштаб. Немецкие фирмы, подобные Alpina, творят Германию — такую, какой вы видите ее из окна самолета: аккуратные дорожки, ухоженные прямоугольники земли, игрушечные домики под красной черепицей. Да, эту страну создали не сосиски. И даже не пиво. А люди, начинавшие с умелых рук и простой идеи. Ставшие затем одними из лучших и передавшие свой бизнес наследникам. Но это было уже потом. Вначале же, в 1961 году, студент Буркард Бовензипен был недоволен: двигатель купленного на последние деньги Fiat 1500 приказал долго жить. Причем гораздо быстрее, чем полагалось. Вместо того чтобы отчаяться, молодой Бовензипен решил приложить руки. Но уже не к «итальянцу», а к BMW 1500, которые, только появившись на свет, начали стремительно набирать популярность. Сдвоенный карбюратор Weber, которому Буркард укорачивал и старательно полировал впускной коллектор, увеличил мощность маленькой машинки на 15 л.с, что по тем временам было неплохо. Но еще лучше было то, что работу молодого Бовензипена заметил и одобрил сам завод BMW: сотрудничество с Alpina не только добавляло автомобилям клиентов прыти, но и не лишало их заводской гарантии. Тут все и закрутилось. Оказаться под крылом производителя для любого тюнера — вытащить счастливый билет. И Бовензипен воспользовался им на 200%. Тюнинг-кит для BMW 1800 включал уже не только улучшенный впуск, но иные распредвал и поршни. Выполнено все было опять-таки мастерски: авторские доработки 1800-й стали серией на BMW 1800 ti образца 1964 г. Масштаб мысли талантливого немца стремительно менялся, превращая Бовензипена и его команду из доработчиков в разработчиков. В 70-х годах их идеи не только радовали охочих до скорости соотечественников, но и вовсю обкатывались в кузовных чемпионатах. К 1983 г. компания заработала звание производителя и право присваивать машинам свои VIN-коды. Еще через пару десятков лет BMW купила у Alpina права на двигатель V8 для Х5. Вновь идеи Бовензипена и Ко. воплотились в серийных машинах баварского концерна…
Тут мы подошли к самому интересному: все модели из Бухлое с небольшой натяжкой можно назвать серийными просто потому, что выпускаются они на конвейере BMW, вместе с линией Individual. Но в тоже время каждая машина — уникальна, поскольку делается для конкретного заказчика. Такая «серийная уникальность» Alpina только на первый взгляд парадоксальна. На самом же деле все просто, надо лишь чуть-чуть разобраться в системе взаимоотношений двух баварских производителей.
Три конька Alpina — это двигатели, аэродинамический обвес и салон. Моторы специалисты из Бухлое собирают там же, вручную. При этом детали силовых агрегатов на предприятии не отливаются и не вытачиваются — все приходит от поставщиков. Затем собранный и проверенный мотор отправляется на конвейер BMW, чтобы выйти оттуда уже вместе с готовым автомобилем. Почти готовым, потому что со стапелей завода машина отправляется не к клиенту, а опять же в Бухлое. Там устанавливается аэродинамический обвес кузова, полностью переделывается салон, перенастраиваются (подвеска) или заменяются некоторые стандартные детали BMW. Те, что не совсем соответствуют темпераменту Alpina.
Быстро и просто? Скоро лишь сказка сказывается, реальность же куда сложнее. Начнем со сборки двигателей. Все делается спокойно и тщательно, по меркам некоторых других немецких тюнеров, даже медленно: один мотор отнимает от 8 до 18 часов рабочего времени. Но качество — превыше всего. Каждый двигатель персонифицирован и хотя мастер не оставляет на нем своей росписи, по номеру силового агрегата легко можно определить, кто именно приложил к нему руку. А прилагают лишь специалисты экстра-класса. Некоторые из них прошли школу спортивного инжиниринга еще в 70-х годах, строя гоночные Alpina, и до сих пор работают в компании. Их опыт бесценен, а руки стоят еще дороже. «Старики» охотно обучают молодежь из числа наиболее талантливых специалистов, ежегодно пополняющих штат предприятия. Ныне он состоит из 170 человек, из которых управленцев только 30.
Следующая гордость Alpina — после инженеров и создаваемых ими моторов — аэродинамический пакет. Несмотря на конвейерное происхождение, BMW Alpina лишены электронного ограничителя скорости. А значит, могут ехать на все уплаченные за них деньги. Если вы когда-либо ездили со скоростью около 300 км/ч, то поймете, о чем речь. На таких скоростях аэродинамика значит очень много. Поэтому все бамперы и спой-леры, которыми «обрастают» автомобили, тщательнейшим образом разработаны самой Alpina. И не просто разработаны, а многократно «продуты» в аэродинамической трубе. Вы уже поняли? Этот кузовной пластик не просто часть дизайна — скорее суровый элемент безопасности. Суровая красота — это так по-немецки…
В салоне же от суровости не остается и следа, там помещается лишь красота. Шорный цех — третья гордость Alpina. Скромные люди в простой рабочей одежде творят чудеса, старательно выполняя прихоти клиента. А последним есть где выгулять свою фантазию: возможны самые немыслимые сочетания цвета, толщины и фактуры. В среднем на один салон уходит около 30 м2 кожи, или 5-6 упитанных немецких коров. Шорники из Бухлое не лишены самолюбия — любому посетителю они с готовностью дадут «на пощупать» несколько образцов кожи, альпиновской и конкурентов. И, поверьте, любой пощупавший сможет сразу сделать вывод. Догадайтесь, в чью пользу?
Вы удивитесь, но Alpina — это не только автомобили. Этим бизнесом компании управляет один из сыновей Буркарда — Андреас Бовензипен. Другой сын, Флориан, вместе с вышедшим на заслуженный отдых отцом занимается виноделием. И не просто занимается — создает поистине эксклюзивные напитки. Крепкие, терпкие и удивительные. Как BMW Alpina.
Несмотря на то, что технологии Alpina оттачивались в автоспорте, современные машины фирмы имеют совсем другие приоритеты. В Бухлое говорят, что делают «автомобили на каждый день», пусть даже быстрые и мощные. Это означает, что руль можно повернуть без предварительных тренировок в спортзале, автомобиль не будет нервно бросаться вперед при малейшем прикосновении к акселератору, а подвеска вовсе не собирается вытряхивать из водителя и пассажиров душу. Потому среди своих конкурентов в Бухлое называют скорее Mercedes AMG, чем BMW М-серии — слишком разные у «эмок» и «альпин» философии.
Производственная программа начинается с серии В3 Biturbo, представленной седаном и купе, задне- и полноприводным (новинка последнего Женевского мотор-шоу), а также кабриолетом. На основе баварской «трешки» делают и дизельное купе с индексом D3. Для бензиновых версий используется модернизированный трехлитровый движок (устанавливается, например, на BMW 335i), для дизельных — двухлитровый мотор. В обоих случаях двигатели существенно не переделываются — меняются лишь электронные настройки. Но мощность возрастает: силовой агрегат В3 выдает 360 л.с. и 500 Нм, D3 — 214 л.с. и 459 Нм.
Далее следуют «пятерки» — В5 S Limousine и В5 S Touring, «шестерки» — В6 S Coupe и В6 S Cabrio, и «семерки» — В7 Limousine и В7 Langversion. Все они приводятся одинаковым 4,4-литровым мотором, совершенно уникальным. V8 с 90-градусным углом между цилиндрами совмещает систему Valvetronic с наддувом(!) и снабжен радиальным компрессором с максимальной частотой вращения крыльчатки 105 000 1/мин. В режиме максимальной мощности привод нагнетателя отнимает у двигателя всего 20 л.с. — микроскопический, по сравнению со многим конкурентами, аппетит. Отсюда и показатели: на «пятерках» и «шестерках» мотор выдает 530 л.с. и 725 Нм, а для В7 мощность снижена до 500 л.с, момент — до 700 Нм. Расход же топлива в смешанном цикле -12,3-12,9 л!
Во время визита на завод попробовать все версии, увы, не сложилось: часть машин была в разъездах по делам фирмы, часть «пристроили» в кузовной ремонт ретивые иностранные коллеги. Однако удалось испытать оба бензиновых мотора, впечатлениями о которых готов с вами поделиться.
В3 Coupe — самый компактный автомобиль «альпиновского» семейства с самыми минимальными доработками двигателя. Мощности которого, тем не менее, хватает, чтобы заставить мигать лампочку системы стабилизации даже при разгоне по прямой. А набрав скорость, машина стоит на автобане, как влитая — не зря в Бухлое так любят науку аэродинамику. Непросто, конечно, осознавать свою скорость по спидометру с шагом 30 км (фирменная черта Alpina), но только поначалу. А вот к комфортному кожаному салону привыкаешь сразу. Да так, что отвыкать потом не хочется — хороша у кожи выделка, ничего не скажешь. Да и рекламу Milka, насмотревшись на труд альпиновских шорников, начинаешь воспринимать немножко по-другому. Как-то подсознательно «примеряешь» коровку к салону.
В6 — совсем другая история. Если ехать хотя бы наполовину того, что позволяет уникальный мотор автомобиля, то лампочка системы стабилизации уже практически не гаснет. При обгонах приходится предельно осторожничать с педалью газа.
Чуть переборщил — и начинай «ловить» машину. А делать это на встречной полосе ой как неудобно! Зато удобно на автобане: В6 мягко плывет над дорогой, причем рост скорости совершенно не сказывается на устойчивости. 80, 140, 200, 220 км/ч — ощущения за рулем одни и те же, только пейзаж за окном мелькает быстрее. Разгонять автомобиль до «очень быстро» я не стал — из-за мокрого снега, сыпавшего с неба. Но благодаря тому же снегу понял, что оценить все возможности 4,4-литрового мотора решусь, когда Alpina решится выпустить полноприводную версию В6. Там ее 725 Нм уже будут делиться между двумя осями. Так будет честнее.