Чистота различных узлов и систем автомобиля — залог их долговечности. От себя добавим «и безопасности», в случае, если речь идет о тормозных механизмах.
Действительно, тормоза автомобиля нуждаются в периодической очистке. Ведь тормозные колодки должны создавать достаточную силу сцепления с диском, но эта сила обязана быть постоянной в период эксплуатации. А теперь представим непростые условия, в которых трудятся тормоза: грязь на дорогах, агрессивные составы зимой, розливы масла, продукты износа накладок тормозов и т.д. Вся эта гадость неминуемо оседает на дисках и колодках. Естественно, говорить о постоянстве коэффициента трения в таких условиях не приходится, равно как и о безопасном торможении, когда замедление при торможении адекватно силе нажатия на педаль тормоза. Вывод очевиден: тормоза, даже если это тормоза автовышки, нуждаются в периодической очистке.
Подобная же операция просто необходима при каждом ремонте тормозов, будь то замена колодок или диска.
Официальные дилеры так и поступают, причем по регламенту обязаны использовать для очистки тормозов специально разработанные для этой цели составы. Многие же сервисы более низкого уровня не считают такую операцию обязательной, мол, все и так прогорит через ближайшие 50 км. И только если уж элементы тормоза сильно загрязнены, поскребут детали щеткой и протрут тем, что оказалось под рукой. Неправильно это. При механической очистке выделяется вредная пыль, а от применения для этих целей бензина, органических или минеральных растворителей следует категорически предостеречь. Неминуемо повреждение резиновых уплотнителей и пыльников тормозных цилиндров, со всеми вытекающими неприятными последствиями.
Рынок автохимии предлагает множество специальных составов для очистки тормозов. Производители с заслуживающими доверия именами гарантируют прекрасный результат и полную безопасность своих продуктов. Состав распыляется по загрязненной поверхности, после чего загрязнения испаряются в течение определенного времени. Такие составы не повреждают резиновые и пластиковые детали. Сомневаться в заявленных свойствах оснований нет, тем более что многие автосервисы, предлагающие такую услугу, уже накопили приличный опыт применения подобных продуктов.
Тем не менее хотелось бы более объективной оценки свойств таких очистителей. С этой целью Научно-исследовательский центр бытовой химии (НИЦБЫТХИМ) в 2010 году провел сравнительные испытания различных средств для очистки тормозных систем по «анонимным» образцам очистителей без указания производителей. Указывался лишь номер продукта, так что результаты тестов можно считать вполне объективными.
В нашем конкретном случае оценка эффективности средств для очистки тормозных систем проводилась по апробированному способу — «Метод определения чистящей способности автоочистителей». Сущность метода заключается в весовом способе определения степени очистки тестовых металлических пластинок предварительно искусственно загрязненных специальным составом. Все компоненты этого состава тщательно перемешиваются до получения гомогенной смеси, которую наносят на металлические тест-пластины.
Сама по себе эффективность очистки загрязнения (по нормативу не менее 90%) — фактор значимый. Все испытуемые составы превысили данный норматив, но и среди равных можно выделить группу лидеров. Однако, как следует из того же протокола, испытания были комплексными с целью получения более полной и объективной информации о других параметрах.
По специальной методике определялась масса остатка после высыхания испытуемого состава, а также само время высыхания, непосредственно влияющее на скорость проведения операции очистки тормозов в условиях реальной сервисной станции.
Опять-таки с точки зрения реальных условий работы важным фактором является запах состава очистителя. Ведь условия работы мастера непосредственно влияют как на качество работы, так и на время ее проведения. Оценка запаха проводилась тремя испытателями органолентически. Характеризовали запах каждого средства как легкий (приятный, не отталкивающий), так и резкий (тяжелый, отталкивающий). Усредненные результаты оценки запаха представлены в протоколе.
Следует учесть, что препараты для очистки тормозов поставляются как в виде жидкости (в обычной упаковке, канистрах или бутылках), так и в виде аэрозолей. Конечно, на практике аэрозольная упаковка удобнее. Но она дороже, поэтому важным параметром в этом случае является экономичность таких средств. Иначе говоря, стоимость такого расходного средства при проведении очистки тормозов. По специальной методике специалисты НИЦБЫТХИМ провели оценку экономичности аэрозольных очистителей, данные о которой представлены в протоколе.
Кроме того, проводилась оценка удобства применения аэрозольных средств путем определения их характеристик распыления. Полученные результаты указаны в колонках «параметры струи аэрозольной упаковки (а/у)».
Вместо заключения. Проведенные испытания могут служить ориентиром для потребителей, выбирающих средство для очистки тормозов. По эффективности очистки большинство препаратов известных брендов, как разливных, так и аэрозольных, показали вполне достойные результаты и заслуживают внимания. Но недостаточно ориентироваться только на эффективность, следует оценивать и другие параметры, о которых сказано выше: запах, время высыхания и, пожалуй, самое актуальное — экономичность. По этим параметрам результаты не столь однородные: лучше прочих себя проявили тормозные очистители под брендами Variac bremsen, Foerch, Wurth и Liqui Molly. По экономичности использования лидером стал тормозной очиститель немецкой фирмы Wurth в аэрозольной упаковке. Безусловно, для принятия решения о выборе подобных очищающих составов необходимо вдумчиво изучить протокол, поскольку для каждой сервисной станции требования к таким составам разнятся.