Автобусы-братья

1Автобусов «Богдан» на городских маршрутах становится все больше. Мало того, скоро своего «брата» поддержит новый автобус-тезка среднего класса.

Поначалу видеть в качестве маршрутного такси большой и яркий автобус «Богдан» или автобус НЕФАЗ 5299 было как-то непривычно: уж больно привыкли столичные пассажиры брать штурмом верткие, но ужасно тесные «бусики». Сегодня же «Богдан» — признанный фаворит среди «маршруток», и нередко можно наблюдать картину, когда пассажиры на остановках пропускают микроавтобусы, дожидаясь именно А-091. Впрочем, симпатии пассажиров понятны: автобус удобный, большой, светлый — сиди (стой) да радуйся. Этот автобус для городских жителей так же незаменим, как автобус НЕФАЗ 4208 для вахтовиков. Однако в отличие от производителя легковых авто, компания-производитель автобусов должна угодить не только водителю и пассажиру, но и предприятию-эксплуатационнику. Крупные перевозчики уже «распробовали» преимущества автобуса А-091. Один из основных партнеров АО «Черкасский автобус». ДП «Ярославъ», не только использует на своих маршрутах 175 уже проверенных «Богданов», но и с радостью принял на испытания новинку — А-144.

Почти Ту-144

А-144 и сегодня нередко называют «Тарас». Это рабочее название автобуса, однако позже было принято решение сохранить и за этой моделью родовое имя — «Богдан». «144-ый» — 80-местный средний городской автобус; он гораздо крупнее своего старшего брата, и имеет ряд прочих принципиальных отличий. Во-первых — двигатель. На среднем «Богдане» установлен американский дизель Cummins B180-20 объемом 5,9 л и мощностью 180 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, соответствующий требованиям Euro-2. Второе — автоматическая коробка передач. Третье — штатная ABS. Ну, и ряд прочих изменений, неизбежных при переходе в более высокий класс.

Пока А-144 — опытный образец, и курсирует по киевским улицам в гордом одиночестве. Испытания длятся чуть меньше месяца, и говорить об окончательных результатах рановато, но первые выводы можно сделать. Особо эксплуатационники хвалят отменный двигатель: за безупречную работу, надежность, и — экономичность. По их отзывам, расход топлива на 100 км литров на 10 меньше, чем у аналогичного «ЛАЗа». А вот с коробкой пока не все гладко: требуются некоторые доработки. Нарекания вызывает и система отопления салона. Однако и с «Богданом» была похожая история: выпуск А-091 начат АО «Черкасский автобус» в начале 2000 года, но тот, первый «Богдан», весьма существенно отличался от имеющегося в наличии сейчас. Работа над моделью продолжалась все это время и неофициально нынешний автобус считается представителем уже третьего поколения.

Кстати, многие доработки в «Богдане» произведены именно по результатам эксплуатации в ДП «Ярославъ».
Что до испытательного срока среднего «Богдана», то за время работы у А-144 был один «сход», и то в связи с прибытием представителей завода-изготовителя для осмотра аппаратуры. Желающие самостоятельно познакомиться со «средним братом» могут это легко сделать — сейчас «Богдан» А-144 курсирует по киевскому маршруту №172 «Ленинградская площадь — Теремки-2».

Городской малый

Что до «старшего» брата, А-091, то только в «Ярославе» он используется на 20 маршрутах из 26, а в будущем, скорее всего, заменит и все оставшиеся в наличии микроавтобусы Iveco. Стоит он $29 400 — достаточно дорого, но в процессе эксплуатации затраты окупаются с лихвой. Как показал опыт работы, 500 тыс. км пробега для «Богдана» — не предел, и за это время обычно менять приходится только резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Неудивительно: КПП, основа ходовой, рулевое управление, элементы тормозной и электросистем, панель приборов, вентиляция и отопление у «Богдана» — производство японской фирмы «Isuzu». Ну и, конечно, двигатель — 4HG1, такой же, как у грузовика Исузу NQR71P. Четырехцилиндровый дизель объемом 4,57л имеет максимальную мощность 121 л.с. при 3200 об/мин и максимальный крутящий момент 304 Нм при 1600 об/мин.

Надежность — это раз, вместительность — два, и три — еще один немаловажный момент: «Богдан» имеет сертификат соответствия, подтверждающий возможность его использования на городских маршрутах, так же, как и НЕФАЗ автобус. Есть пока такие сертификаты и у Iveco, но после распада «Iveco-КрАЗ» получить их стало практически невозможно. К тому же в Iveco всего 16 пассажирских мест, но эксплуатировать автобус без запасного выхода нельзя. Чтобы освободить доступ к нему, приходиться снимать задние сиденья… А у «Богдана» по паспорту вместимость — 50 человек, так что имеется возможность без особых потерь возить с собой еще и кондуктора, и водителю не приходится отсчитывать сдачу одновременно с маневрированием в потоке.

Автобус наверняка будет совершенствоваться и дальше: конструкторам и дизайнерам есть еще над чем поработать. Но то, что автобус уже состоялся — факт, подтверждение которому мы можем ежедневно видеть на улицах города.

Оцените статью
Avtomasta
Добавить комментарий