О российских маслах

masloМы регулярно публикуем материалы о моторных и трансмиссионных маслах, однако до сих пор речь у нас шла в основном о зарубежной продукции, например о масле general motors dexos 2 5w30. С отечественной сложнее: тут, как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын. Сортов много, названий много, а что предпочесть — рядовому автомобилисту понять трудно. Не легче и собрать исчерпывающую информацию о рынке. Поэтому начнем с того, что хорошо известно, а в дальнейшем будем пополнять наше досье.

Чтобы какой-то новый смазочный материал стал всеобщим достоянием, его надо разработать, всесторонне испытать и поставить на серийное производство. Но этого мало. Продукт можно назвать полноценным лишь после того, как он получил одобрение в соответствии с принятыми международными нормами. Происходит это следующим образом.

Во главе пирамиды традиционно стоит API — American Petroleum Institute (в переводе — Американский институт нефти). Он разрабатывает и совершенствует классификацию масел, требования к ним, а также методы их испытаний. Организационные вопросы решает ILSAC — международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Далее идет целый ряд известных в мире автомобилестроительных фирм, располагающих необходимым научно-техническим потенциалом и входящих в систему международной сертификации. Там, в их исследовательских центрах, оценивают потребительские свойства предлагаемого сорта, присваивают индекс соответствия определенному классу качества по API и вязкости по SAE, а затем выдают «аттестат зрелости». Только после этого масло считается признанным в международном масштабе и годным для повсеместного применения. Процедура непростая и довольно дорогая, но она надежно оберегает потребителей, которые и составляют фундамент квалификационной пирамиды.

На протяжении многих десятилетий наша нефтеперерабатывающая промышленность ни в каких «международных играх» не участвовала — не было нужды. Масло делалось для внутреннего потребления, для отечественных машин, а импортных в стране было ничтожно мало. Сегодня ситуация в корне изменилась, поэтому изготовители масел, хотят они того или нет, вынуждены пользоваться цивилизованными мерками.

Серьезные производственники так и поступают. Уже более десятка вновь разработанных российских моторных и трансмиссионных масел получили официальные сертификаты международного одобрения, поэтому их без всяких скидок и оговорок следует считать соответствующими заявленным категориям качества и применять в любой импортной и отечественной технике, где эти категории рекомендованы. При этом нельзя не учитывать, что рыночная цена отечественных продуктов существенно ниже, чем их зарубежных аналогов.

Моторное масло Ufalub Super было первенцем в выходе на международный уровень, но сейчас, после освоения в Уфе марки Ufalub HD Extra, его выпуск вряд ли будет продолжаться. То же, видимо, произойдет и с пермским Vels HD Extra с вязкостью 20W-40 после того, как закончится сертификация варианта с вязкостью 15W-40. Таким образом, реально мы имеем дело с тремя весьма схожими сортами моторных масел. При использовании в дизельных двигателях они относятся к категории качества CF-4 — сегодня в мире наивысшей. Категория SG для бензиновых двигателей тоже весьма высока (выше только SH), в наши дни за рубежом она наиболее употребительна. Несколько хуже обстоит дело с показателями вязкости. Если вязкость 40 при рабочей температуре (то есть примерно 13—16 сСт при 100 °С) очень подходит для нашей техники, то низкотемпературный показатель 15W в районах с суровой зимой явно недостаточен для того, чтобы не иметь проблем с холодным пуском. Испытания дали следующие результаты: легкий пуск двигателя обеспечен до — 15 °С (динамическая вязкость масла менее 3500 сП), прокачиваемость системы смазки сохраняется до —20 °С (вязкость не более 30000 сП), полное замерзание наступает при — 30°С. Если такие показатели вас не устраивают, придется покупать какой-либо импортный продукт с индексом 10W (a то и 5W).

Среди трансмиссионных масел несколько особняком стоит сорт Rexol MBG. Он не годится для гипоидных задних мостов и вообще конических редукторов (значит, и для АЗЛК-2141), а предназначен для механических коробок передач, включая переднеприводные автомобили с поперечным двигателем.

Остальные масла для механических трансмиссий относятся к классу GL-5 и, следовательно, пригодны для любых агрегатов, в том числе для гипоидных редукторов. Среди них четыре сорта имеют показатель вязкости 85W-90, то есть по назначению и свойствам подобны широко известному ТАД-17, видимо, несколько превосходя его по смазывающим качествам. К ним близок и Novoil T, но он имеет индекс вязкости 80W-90 и, следовательно, обладает улучшенными низкотемпературными характеристиками. Совсем особое положение занимает Rexol МВАТ — первое отечественное масло для автоматических коробок передач, успешно прошедшее проверку на международном уровне.

Оцените статью
Avtomasta
Добавить комментарий