«В уголок подушки носиком уткнись…»

podushkaНе дай Бог, чтобы это случилось. А если все-таки придется, то лучше не в уголок, а в самый центр — ведь мы имеем в виду сработавшую при аварии надувную подушку безопасности.

Пионером в серийном применении системы «airbag» (в дословном переводе —воздушный мешок) стала фирма Mercedes-Benz: в 1982 году надувная подушка безопасности появилась на машинах S-класса. Теперь, спустя тринадцать лет, уже никого не нужно убеждать в необходимости этой системы пассивной безопасности, а потому надувными подушками снабжаются почти все легковые зарубежные автомобили, в том числе и «малышки».

Кстати, если вам необходим ремонт kia, воспользуйтесь услугами автосервиса Kia Motors Club, на котором выполняют ремонт и обслуживание всех моделей Киа. Здесь — только высококвалифицированные специалисты, оригинальные запчасти и новейшие технологии ремонта.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ПИРОТЕХНИКА

Система «airbag» появилась не как замена уже традиционных ремней безопасности, а как дополнение к ним, причем очень важное: ремни при аварии фиксируют тело человека, предохраняя от продольного перемещения, но не могут удержать голову от удара о рулевое колесо, панель приборов или лобовое стекло. Здесь и приходит на помощь подушка — с ней шансов сохранить голову (в буквальном смысле) значительно больше.

Водительская подушка безопасности «зашита» прямо в «баранке», а аналогичное устройство для переднего пассажира (оно пока есть далеко не на всех автомобилях) упрятано в приборную панель на место «бардачка». В принципе, устроена система «aiibag» не так уж сложно. Сама подушка сделана из тонкой, покрытой неопреном ткани и в нерабочем состоянии плотно уложена, готовая, подобно парашюту, раскрыться в нужный момент. Наполняется она чистым азотом, образующимся при сгорании пиропатрона, расположенного в круглом металлическом корпусе сразу за подушкой (небольшие таблетки, набитые в камеру сгорания), выделяющее при окислении азот, поджигается детонатором, срабатывающим от электрического импульса.

Все устройство — газовый генератор со сложенной подушкой — спрятано под тонким пластиком, покрывающим ступицу рулевого колеса или панель приборов, и при срабатывании пластик рвется по заранее намеченным линиям разрыва, выпуская надувающуюся подушку на волю. А команду на «взрыв» дает электронный блок, расположенный в недрах приборной панели или центральной консоли. Специальный датчик воспринимает продольное замедление (удар должен быть лобовым или кософронтальным — с отклонением не более 30 градусов в любую сторону), а «мозги», оценивая его величину и характер изменений, классифицируют аварию и генерируют импульс, «запускающий» взрыватель пиропатрона. Скорость движения автомобиля при этом должна быть больше 30 км/ч — за этим тоже следит блок управления.

При аварии все происходит практически мгновенно. Уже через 20 миллисекунд после столкновения электроника дает команду на взрыв детонатора, а еще через 5 мс кожух ступицы руля лопается под давлением надувающейся подушки. И, пока тело водителя по инерции движется вперед и повисает на ремнях безопасности, подушка наполняется и расправляется, готовая принять на себя незащищенную голову. Правильную форму подушки обеспечивает своеобразная «арматура» — несколько ремней на внутренней поверхности.

Время от начала столкновения до полного раскрытия — примерно 50 мс — рассчитано так, чтобы именно в этот момент «поймать» голову водителя — не раньше и не позже. Сделано это и потому, что, раскрывшись, подушка туг же начинает… опадать, чтобы смягчить удар. (Представляете, каково на скорости 100 км/ч врезаться лицом в надутый мяч!) Когда примерно через 80 мс человек зарывается головой в подушку, газ начинает выходить из нее через специальные отверстия на тыльной стороне.

Все заканчивается через 150 мс. Водитель, так и не успев осмыслить происходящее, откидывается назад в кресло, вокруг покореженного автомобиля оседают брызги разбитых стекол, а подушка безопасности, сдуваясь, повисает на руле безжизненной тряпочкой. Она свое дело сделала.

То, что после срабатывания системы в салоне повышается концентрация азота — не беда. Во-первых, воздух, которым мы дышим, на 80 % состоит именно из азота. А во-вторых, даже если придется после аварии чихнуть, то, согласитесь, это небольшая плата за сохранность головы…

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

Как узнать, снабжен автомобиль надувной подушкой или нет? Красноречивее всего об этом скажет «баранка»: если в ней «зашита» подушка, то на объемной центральной части должна быть тисненая надпись «airbag» или другое обозначение (например, SRS). Если вес это на месте, то стоит посмотреть правее: смещенный вниз «бардачок» и знакомые надпись и швы над ним свидетельствуют о наличии второй «подушки для переднего пассажира. (Кстати, она большего объема, чем водительская.) Для задних пассажиров система «airbag» пока серийно не выпускается, но не потому, что им она не нужна: дело в том, что если в замкнутом объеме салона одновременно «выстрелят», например, четыре подушки с общим объемом под 300 литров, то давление подскочит настолько, что этого могут не выдержать барабанные перепонки.

Кроме «первичных признаков» есть и другие. Как правило, чуть выше замка на водительской двери наклеена табличка с соответствующей пиктограммой, извещающая о наличии системы «airbag». И точно такой же пиктограммой снабжена одна из контрольных ламп в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна загореться и не более, чем через 4 секунды, погаснуть. Любое иное поведение говорит о неисправности системы. Конечно, можно ездить и так, но в случае серьезной аварии надувная подушка может остаться безучастным свидетелем — таким же, как и непристегнутые ремни…

Можем огорчить любителей покопаться в автомобильных внутренностях — система «airbag» в обслуживании не нуждается и неквалифицированному ремонту не поддается. О всех неисправностях системы управляющий блок сообщит лишь диагностическому компьютеру, который есть только на фирменных станциях обслуживания. Но снимать и ставить руль с зашитой подушкой можно смело — контактное устройство автоматически «заземлит» сигнальную шину при рассоединении.

Кстати, несколько лет назад американские полицейские столкнулись с волной краж нового типа: из автомобилей воровали не магнитолы, а… рули со встроенными подушками безопасности. Объяснялось это просто: поскольку сработавшую подушку нужно заменять (вместе с разорванным кожухом), а стоит она дорого, то возник черный рынок краденных рулей…

Что нужно учитывать, если произошла авария с автомобилем, снабженным системой «airbag»? Если подушка «выстрелила», то никаких дополнительных мер не требуется. А если система не сработала, а вы сохранили дееспособность, то лучше сразу же выключить зажигание и отключить аккумулятор. Но даже после этого подушка может «выпорхнуть на волю» — конденсатор в блоке управления сохраняет напряжение еще на 1 секунду. А еще пиропатрон самопроизвольно взорвется при нагреве свыше 200 С — если в салоне возник пожар. Правда, тут уже не до подушек…

И последний совет. Если автомобиль снабжен системой «airbag», то не следует расслабляться и забывать об обычных ремнях. Ведь подушка не сработает при боковых или задних ударах или при перевороте, а при фронтальном столкновении она лишь помогает ремням, но не выполняет их функций.

И — дай Бог Вам утыкаться носом только в обычную, белую, мягкую подушку.

Оцените статью
Avtomasta
Добавить комментарий