Что такое DAF? Многие уверенно ответят, что это голландское предприятие по производству известных грузовиков, к которым наши автомобилисты относятся уважительно. Не столь эрудированные все-таки припомнят, что упомянутые буквы означают марку каких-то серьезных заграничных машин.
Словом, нашим водителям и мастерам, которые производят ремонт грузовиков в Рязани, фирма DAF лучше или хуже, но знакома. Так вот, этот самый DAF недавно устроил у себя дома, в голландском городе Эйндховен, так называемый день прессы. Съехалось много европейских журналистов, которые на протяжении полутора суток делали буквально все, что хотели: осматривали и фотографировали производство, интервьюировали или другими способами терзали сотрудников фирмы, знакомились со специальной выставкой, где экспонаты можно было трогать, а на автомобилях даже ездить (понятно, под присмотром специалистов). Предлагалось и многое другое: доклады, справочные материалы, не говоря уж об угощениях и всем прочем, что приличествовало событию.
При виде такого праздника у российского журналиста сам собой возникал вопрос: а зачем, собственно, фирме понадобились все эти расходы и хлопоты?
Нам пока трудно понять зигзаги жизни западных предприятий: машины делают — позавидуешь, а финансовое положение то так поворачивается, то эдак. DAF, в частности, в начале нынешнего года попал в такой жестокий шторм, что от потопления его спасла только крупная денежная помощь голландского правительства. Смысл помощи ясен: состояние столь видной фирмы прямо влияет на авторитет страны в целом. Ну, а фирма, со своей стороны, занялась перестройкой, страхующей от повторения неприятностей. Последовали кадровые перестановки, целый ряд разных организационных мер, значительно обновился даже корпус акционеров. Слегка изменили и название фирмы (теперь она именуется DAF Trucks) и ввели в обращение термин «новый DAF», дистанцируясь от предыдущих коммерческих неудач и подчеркивая обретенное молодое дыхание. Такая лирика, видимо, важна для Запада, и в этом плане день прессы наверняка принес желаемый результат: поставил жирную точку на прошлом, продемонстрировал новый образ предприятия, энергичный и бодрый.
Приятно было все это видеть и слышать, но для россиян имидж и красивые эпитеты не так весомы, как на Западе. Для нас важнее другие стороны дела: во-первых, все, что связано непосредственно с техникой, а во-вторых, — действия и стратегия фирмы на российском рынке. Если исходить из этого, то картина вырисовывается следующая.