Вторая третья — это ответ Mazda на вопрос о лучшем автомобиле в Golf-классе. Сочувствие и толерантность не входят в число ее недостатков, поэтому для сомневающихся приготовлен простой японский рецепт: как, вы еще не сделали сепуко? Тогда мы спешим к вам на помощь. Возьмите любого конкурента с любой родословной и поставьте рядом с ней — обязательно найдется что-то, что Mazda 3 делает лучше. Быстрее ездит, точнее рулится, комфортнее рассаживает гостей, берет больше багажа или правильнее играет Бетховена. Или все вместе, что более вероятно.
А ведь с виду — та же старая добрая знакомая, приправленная фейслифтингом, с цитатой из Peugeot где-то в районе зубных пластин. Она тоже была хороша и в чем-то близка к недостижимому идеалу — но оставалась всего лишь автомобилем, созданным маленькой автомобильной компанией. В «первой третьей» вы могли найти почти все, что нужно для счастья, даже круглую заднюю оптику в стиле Mazda6. Помните, как она нам всем нравилась? Разве можно забыть те миллионы слов, которые воспевали ее превосходство? Но, увы, была в ней и некая отстраненность. Жизнь с «первой третьей» походила на брак с pоrномоделью, которая предпочитает не говорить дома о работе. Оно, возможно, и к лучшему. Но постоянная недосказанность порождает отчужденность. И брак с pоrномоделью однажды перестает быть пределом мечтаний.
А теперь представьте себе, что однажды вы повстречали красивую женщину, которая понимает вас с полуслова. И вы понимаете ее с полуслова. И мир внезапно начинает крутиться в другую сторону, и через десять минут вам уже кажется, что 30 лет назад вы были созданы друг для друга. Возможно, так оно и есть. Возможно, это лучшее описание чувств, которые испытываешь при знакомстве с великолепной преемницей, «второй третьей». Да, чувства субъективны, но глуп тот, чей выбор продиктован лишь логикой и математикой.
Увеличенные габариты, большая жесткость на кручение, защита кузова антигравийной пленкой, возросшая экономичность и безопасность — все это такие пустяки! Гораздо важнее, что на центральной консоли Mazda3 располагаются целых два экрана. Разве это не здорово? Правый отведен под управление климат-контролем, левый — многофункциональный. Музыка, навигация (в версиях побогаче), бортовой компьютер — все как у людей. Но экрана два. И вам не придется шарить глазами по Торпедо в поисках индикации режимов обдува. И те, кто не смог стать летчиком, но вырос на компьютерных авиасимуляторах, почувствуют себя как дома.
Или, скажем, аудиосистема. Она здесь фирмы Bose. В автомобиле Golf-класса! Конечно, это не зал консерватории и даже не какой-нибудь снобистский Bang & Olufsen, но вряд ли конкуренты предложат что-нибудь лучшее.
А как насчет великолепных кресел, которые принимают в себя тело, будто в колыбель? Боковая поддержка весьма убеди-тельна, но ничто не сжимает Оока, ничто не давит в спину. Задние пассажиры — впрочем, как и передние — не смогут сказать ни единого дурного слова о дефиците жизненного пространства или неудобстве посадки. Хотя, возможно, мы просто не нашли действительно высоких седоков.
Что касается водителя — он здесь по-прежнему главный и самый любимый. Пухлый руль современной неописуемой формы, низкая посадка, направленная прямо в лицо двустволка приборной панели. Вместо заряженного дуплета — красные шкалы спидометра и тахометра. «Вторая третья» создана на платформе нового Focus’a, появление которого ожидается в ближайшем будущем. И поверьте — это тоже прекрасно!
В движении Mazda3 оказывается более комфортабельной, чем этого ожидаешь от машины со спортивными амбициями. Она не скачет мячиком по неровностям, не вызывает приступов мигрени у пассажиров. При этом совсем немного проигрывает в спонтанности реакций эталонному Civic’y. Рулевое точное, отзывчивое без задержек и приятно тяжелое на высокой скорости. А запас сцепления в повороте просто неимоверный!
Нужно сказать, что системы стабилизации автомобиля работают ненавязчиво и мягко, до последнего поддерживая нейтральное поведение на дуге. Чтобы достичь физического предела сцепления, придется переступить предел здравомыслия. В этом случае машина поплывет, но останется прогнозируемой. Добавили газу — снос наружу, сбросили — вернулись на траекторию.
Смена нагрузки удается Mazda3 без проблем, благодаря небольшим кренам и плотной подвеске скорость на слаломе оказывается приятно высокой. Тормоза эффективны, легко и точно дозируются. Жаль только, что в пару к 2-литровому мотору нам назначили классический автомат, плавный и медлительный. Наверняка его работу оценят ленивые поклонники абсолютного комфорта, но машина все же немного не о том. Кстати, было бы любопытно получить «вторую третью» с каким-нибудь хорошим и мощным дизелем. И обязательно с 6-ступенчатой механикой. Но если механическая коробка в прайс-листах есть и доступна в любой момент, дизельный мотор остается расплывчатым плодом нашего воображения.
Возможно, следует сказать, что как автомобильный журналист я плохо выполнил свою работу. Я не был придирчив. Я не знаю, громко ли закрывается в Mazda3 крышка багажника, удобно ли расположен плафон салонного освещения, влезет ли в проем задней двери борец сумо. Но скажите, кто же станет с первого дня искать недостатки в красивой женщине, которая понимает вас с полуслова? Они обязательно найдутся и однажды проявят себя, но чем дальше в будущее вы сможете отодвинуть этот момент — тем лучше. Таков наш универсальней рецепт счастья.