«КАвЗ? Это такие носатые автобусики — в общем, пассажирский ГАЗон, которые часто применялись для перевозки из Армении… А находится Курган где-то в Сибири? Нет, скорее в Казахстане.» Этим ограничиваются познания многих о Курганском автобусном заводе, да я и сам знал о КАвЗе ненамного больше — пока не побывал там.
Город Курган, куда московские самолеты летают трижды в неделю, находится не в Сибири, не в Казахстане (я слышал и другие версии: на Волге и даже на Кавказе!), а за Южным Уралом. Сверху (если смотреть на карту) — Тюмень, справа — Омск, слева — Челябинск.
Когда-то нынешний автобусный завод был оборонным предприятием — «почтовый ящик номер такой-то»; а о производстве автобусов поначалу не было и речи. Тем временем в 1949 году Горьковский завод автобусов (ГЗА) начал выпуск пассажирской модели ГЗА-651 на шасси знаменитого ГАЗ-51. Но год спустя ГЗА превратился в ГЗСА — Горьковский завод специализированных автомобилей — и стал делать кузова-фургоны, а производство автобусов перекочевало на ПАЗ. В Павлово-на-Оке модель выпускали восемь лет, пока не наладили выпуск бескапотных ПАЗиков — тут-то и вспомнили про Курган.
КАвЗ-651А, выпуск которого начался 14 января 1958 года, практически не отличался от аналогичных ГЗА и ПАЗа и базировался на удлиненном шасси ГАЗ-51 А с более мягкими задними рессорами, а в кузове с деревянным каркасом стояло 20 пассажирских сидений.
С тех пор концепция основной модели завода не менялась: грузовое шасси ГАЗ, капотная компоновка, три двери. Конечно, «ГАЗон» модернизировался, и вместе с ним несколько менялся облик КАвЗа: в 1973 году автобус получил базу ГАЗ-53 и заметно округлился, а последний вариант отличается квадратным «носом».
Эти автобусы знакомы всем. Но были и модели, оставшиеся как бы за кулисами: даже в серьезной энциклопедии Льва Михайловича Шугурова Автомобили России и СССР нет их изображений. Первая из таких машин появилась в 1962 году и носила прозвище «крокодил», а официально называлась КАвЗ-986 (точнее, не КАвЗ, а КуАЗ — так было написано на эмблеме). Взгляните на фотографию: чем не Чайка, которая «за время пути, однако, могла подрасти»… Дальше экспериментальных образцов, дело, увы, не пошло.
Несколько более удачная судьба была у городского автобуса КАвЗ-3100 с гордым именем Сибирь, первый вариант которого появился в 1967 году. Курганцы «поджали» обычный ЛиАЗ-677, убрав одну оконную секцию. В результате получился маневренный автобус — больше КАвЗа (салон был рассчитан на 95 пассажиров, включая 21 место для сидения), но меньше ЛиАЗа.
Два десятка Сибирей возили пассажиров в Кургане, на выставке Автосервис-73 машина получила Почетный диплом; еще в 1976 году КАвЗ-3100 считался перспективной моделью. А потом — «на свалку истории»…
Забегая вперед, скажем, что с лиазовской конструкцией КАвЗу не повезло и второй раз: был намечен выпуск модели ЛиАЗ-5256, но дело ограничилось парой собранных машин. Кроме этого, КАвЗ делал немало автомобилей на заказ: 20 фургонов-коневозов на трехосном шасси ЗИЛ для Олимпиады-80, милицейские машины, передвижные тиры, кинотеатры и т. п.
Такова, вкратце, история. Сегодня КАвЗу, как и большинству крупных заводов, приходится очень тяжело. О прежней стабильной цифре — 20 тысяч автобусов в год — говорить не приходится. Выход один: многообразие вариантов и работа под конкретный заказ. Поэтому все производство разделилось на две независимые группы: ка-потные модели и «бескапотники».
Старый добрый капотный КАвЗ, прежде всего, может иметь различные двигатели. Кроме V-образной «восьмерки» ЗМЗ устанавливаются шестицилиндровый дизель ГАЗ, четырехцилиндровый дизель Hino из Японии, газобаллонное оборудование. Существуют северный и горный варианты, «полугрузовик», а наиболее эффектно выглядят так называемые длинномеры. Вы когда-нибудь видели автобус-стретч? Извольте: есть удлиненные варианты на 29 и даже на 32 пассажира, нечто вроде американских «школьных автобусов».
Машинами вагонной компоновки занимается цех мелких серий, он же фирма Вика. Вика делает три основных модели: КАвЗ-3275 (автобус на шасси ГАЗ), автобус 3276 на шасси MAN с доводкой фирмы Ernst Auwarter и полугрузовая модель 3278. Выбирай — не хочу: двигатели ЗМЗ, Hino, Deutz или Cummins, полный привод, любая планировка салона и уровень комфорта (последнее относится и к «носатым» КАвЗам).
Платформа грузопассажирской модели рассчитана на 2 тонны груза; кроме того, за кабиной может устанавливаться гидрокран шведской фирмы Hiab либо отечественный, из Целинограда.
Сейчас завод экспериментирует со всевозможными агрегатами, включая тракторные дизели; среди последних событий — создание автолавки и, конечно же, начало сборки больших автобусов Ikarus.
Словом, КАвЗ изо всех сил старается удержаться на плаву в нынешней ситуации — тяжело, но отступать некуда. Кстати, кроме автобусов здесь выпускают инструмент, шкафы, тумбочки, самокаты и даже приспособление под названием крупорушка…