Применение бронеавтомобилей в отечественных Вооруженных Силах известно еще с дореволюционных времен. Но те машины никакого отношения к специальным военным разработкам не имели. И лишь после Гражданской войны в нашей стране начало уделяться должное внимание созданию специальных конструкций автоброневой техники.
В 30-х годах появились легкие бронемашины ФАИ на шасси «Форд-А», а также средние БА-3 на шасси 3-осных американских грузовиков «Форд-Тимкен». Машины ФАИ имели на вооружении лишь один пулемет, а БА-3 уже несли башню танков Т-26 с 37-миллметровой пушкой и спаренным пулеметом, а также оснащались отдельным курсовым пулеметом на шаровой поворотной опоре. Но поставки заграничных комплектующих агрегатов из враждебных тогда С.А.С.Ш. в случае международных военных конфликтов не устраивали армию и страну. Упомянутые бронемашины выпускались совсем недолго. Они вполне могли участвовать в боях в начальный период Великой Отечественной войны, но большего о них мы не знаем.
Логическим продолжением машины БА-3 явились броневики БА-6 и БА-10. Основными их отличиями от предшественницы явились агрегаты освоенной в производстве советской трехоски ГАЗ-ААА. Первая модель несла все ту же 37-миллиметровую пушку, а вторая уже оснащалась 45-миллиметровым орудием. Бронемашинам среднего класса в случае войны отводилась роль сопровождения пехоты для подавления противодействуюших огневых точек врага, и в частности борьба с полевой артиллерией. Такие машины по штатному расписанию полагались стрелковым и кавалерийским дивизиям. Но даже лучший вариант, БА-10, был выпущен в количестве всего 3301 экземпляр. Все возрастающее производство танков различных типов делало нецелесообразным продолжение выпуска этих машин, с недостаточными бронированием и проходимостью. На завершающем этапе войны средние броневики уже не участвовали. Были ли потеряны в боях или уже сняты с вооружения – думаем, не принципиально.
Следующим шагом явилась машина БА-20 на шасси легковой «эмки» ГАЗ-М1. Вооруженная 7,62-миллиметровым пулеметом и оснащенная 9-миллиметровой противопульной броней, она обладала быстроходностью и неплохой маневренностью, что отчасти компенсировало недостаточно надежное бронирование. Этот броневик использовался как разведывательный, а также для сопровождения наступающей пехоты. БА-20 успели повоевать на фронтах Великой Отечественной войны, но до Победы также не дошли.
А в годы войны на базе джипов ГАЗ-67 были созданы БА-64 – первые в нашей истории полноприводные колесные боевые машины. От ранее выпускавшихся отечественных образцов их отличал не только привод ко всем колесам, но и несущий бронекорпус. Отказ от привычной рамы позволил существенно снизить высоту машин и затруднял прицеливание в них из орудий. А наклонное расположение всех бронелистов корпуса и башни увеличивало вероятность рикошетирования пуль и осколков, повышая безопасность экипажей при сравнительно легком бронировании. На вооружении имелась всеракурсная пулеметная установка, позволявшая вести как круговой обстрел наземных целей, так и борьбу с самолетами противника. Броневики БА-64, начав свой боевой путь на Воронежском фронте, закончили на улицах Берлина и Праги. Выпущенные в количестве 9110 экземпляров, они оставались на вооружении Советской Армии и после Победы.
Обычные бронемашины, разработанные в 30-х годах, во время Великой Отечественной войны, как уже говорилось, начали терять свою востребованность. Но на войне годится любое оружие, способное уничтожать врага, и за примерами далеко ходить не нужно.
У подножья Малахова кургана в упор били по немецким танкам четыре орудия, оставшиеся еще со времен первой обороны Севастополя 1854–1855 годов. Столетние гладкоствольные пушки, не имевшие никаких прицельных панорам и замков заряжания, наскоро переделанные матросами-черноморцами, стреляли 76-миллиметровыми снарядами.
Уходили с запасных путей на фронт бронепоезда, построенные в годы Гражданской войны. В ряде случаев они лишь довооружались танковыми орудийными башнями и зенитными установками, а водились и в новые бои все теми же «овечками» – паровозами серий «О в » и «О д » начала ХХ века.
Свой посильный вклад в Победу внесли и экипажи бронемашин, не обладавшие, в отличие от бронепоездов и танков, ни противоснарядной защитой, ни достаточной огневой мощью.