Когда пещерный человек впервые взял в руку палку, он стал первым в истории человечества слесарем-инструментальщиком. Ибо палка была не чем иным, как примитивным инструментом, необходимым для его жизнедеятельности. Современный инструмент, применяемый в ремонте автомобиля, в частности восстановлении шин, куда сложнее и в то же время прост в применении, ведь его задача все та же — облегчать работу человека.
Портной не может обойтись без иголки, солдат — без винтовки. Впрочем, и без винтовки может, если дать ему автомат. И, желательно, не какой-то там паршивый, маломощный «узи», а проверенный «Калашников» последней модификации, желательно, изготовленный малой серией для президентского спецназа. Со всеми полагающимися «прибамбасами»: лазерным прицелом, глушителем, прибором ночного видения, облегченным спуском и прочими милыми солдатскому сердцу штучками, облегчающими нелегкий спецназовский труд. А если еще добавить к этому усиленный спецпаек, да лишнюю увольнительную, да премию за голову каждого изведенного под корень террориста, вот тогда он вам повоюет. Он вам этих голов притащит столько, сколько ни один ударник соцтруда на гора угля не выдавал.
Так что без винтовки воевать можно. А вот уважающий себя шиномонтажник без инструмента обойтись не в состоянии. То есть сможет без молотка, если ему дать пневмомолоток, вместо электродрели — пневмодрель, а к ней еще набор быстросъемных насадок. Ну и так далее.
Представьте, приехал на автосервис клиент, привез проколотую камеру. Прежде чем клеить на нее заплатки, из поврежденной камеры необходимо выкачать воздух. Как говорят специалисты, обеспечить рабочую поверхность. Чтоб ровная была и плоская, как доска. Дюжий автослесарь сделает это, сложив камеру и навалившись на нее всей тяжестью своего могучего тела. Умный автослесарь сделает то же самое при помощи специального насоса — с его помощью воздух удаляется из камеры быстро и без физических усилий. В мастерских, где ремонт шин поставлен на поток, без такого приспособления просто не обойтись.
Одну и ту же высоту на войне можно взять по-разному. Бывало, в атаку ходили с одними саперными лопатками, но после боя рыли глубокие братские могилы. А можно малой кровью: после артподготовки и авиаподдержки, да еще обходным маневром с ударом в тыл, а не в лоб, под вражьи пулеметы…
Лихой и гордый владелец подержанной иномарки, «косящий» под знатока и стремящийся к здоровой капиталистической экономии, может обойтись типовым инструментальным набором слесаря-любителя, купленным в магазине. Если речь идет о том, чтобы поставить собственный автосервис, в том числе наладить ремонт шин, то любительским набором не обойтись. Тут нужен набор профессиональный, где и пневматика, и автоматика, и вулканизатор, и борторасширитель и много всяких прочих полезных агрегатов — все под рукой. А еще специнструмент особого назначения, который специалисты именуют вспомогательным. Но именно этот инструментальный спецназ позволяет «малой кровью» убить двух больших толстых зайцев: удовлетворить клиента и сэкономить собственное время, силы и деньги. В конце концов, инструментарий этот настолько разнообразен и универсален, что часть его, говорят, можно использовать в быту. Мы, правда, не пробовали, но знатоки утверждают, что атомайзер, к примеру, с одинаковым успехом может использоваться как по прямому назначению — для разбрызгивателя обезжиривающей аэрозоли перед началом ремонта шины, так и для борьбы с тараканами, комнатными грызунами и даже с уличными хулиганами.
Спецножи из комплекта шиномонтажника очень удобны при сервировке праздничного стола по поводу обмывки квартальных и годовых премиальных. Попробуйте — убедитесь сами.
Вот подруливает к мастерской грузовичок, сгружает пару поврежденных колес, на которых стоит маркировка Regroovable. У колес серьезные фронтальные повреждения с разрушением протектора. Но опытному шиномонтажнику не надо объяснять, что Regroovable означает возможность повторной нарезки протектора после устранения повреждения. Значит, шины можно взять в работу. Только протектор восстановить — не в шашки играть. Ножичком здесь много не нарежешь, однако если в наборе специнструмента имеется прибор для нарезки протектора, то — дело плевое, техника сделает все сама с вашим минимальным участием.
Можно обойтись без борторасширителя и ворочать шину «на коленке». Ну, а если колесо от «камаза» или автобуса? Жалко коленку-то. Придется отказаться от ремонта, потерять заказчика. Клиент ведь, как перекати-поле: ему откажешь, а он потащит колесо, заодно и свои деньги, в другую мастерскую. Денег тоже жалко.
Скупой, известно, платит дважды. Поскупился на специнструмент — потерял доход, а потерял доход — проиграл конкуренту и сошел с рынка. В лучшем случае окажешься на его задворках.
Словом, как ни крути, а инструмент в шиномонтажном и шиноремонтном бизнесе играет важную роль.