Обыкновенное чудо

1Ничто не вечно под луной, и автомобилисты убеждаются в этом особенно часто, когда что-то в машине ломается… Но многие детали автомобиля подлежат ремонту. Например, когда изнашивается коленчатый вал, его шейки шлифуют, уменьшая их диаметр до ремонтного размера, и двигатель вновь обретает работоспособность. Но наступает момент, когда шлифовать коленвал дальше просто некуда —ремонтные размеры исчерпаны, и «леченый» трудяга отправляется на свалку, а его место занимает новый вал. А если в такую ситуацию попадает владелец подержанной иномарки, новая деталь для которой стоит чуть дешевле самого автомобиля? Или когда по каким-то причинам изношена только одна шейка коленвала, а все остальные — в порядке?

В этих и многих других случаях радикально помочь может только чудо или, что более реально, —применение высокотехнологичного восстановления изношенной поверхности деталей двигателя.

Нам тоже понадобилась «скорая технологическая помощь». Когда сотрудники Реставрационно-технического центра Авторевю разобрали двигатель нашей «находки века» — одного из первых советских серийных малолитражных автомобилей НАМИ-1 — их взору предстали изношенные алюминиевые поршни. Что делать? Ведь запчасти для этого уникального теперь мотора исчезли вот уже как шестьдесят лет тому назад… Наши поиски специалистов по реставрации автомобильных деталей увенчались успехом — помочь в этом деле вызвалась московская фирма Нов-Вол.

Технология чуда

Свою историю фирма Нов-Вол ведет с 1992 года. Именно тогда Правительством Москвы для проведения промышленной реставрации и сложного ремонта была закуплена спецтехника и расходные материалы ведущих западных фирм — швейцарской Castolin Eutectic, французской S.N.M.I. и финской Kemppi. Оборудование это дорогое и сложное, а его применение требует и соответствующих условий эксплуатации, и высокой квалификации специалистов. Нов-Вол обеспечил и то, и другое. В цехе восстановления можно увидеть такие «спецэффекты», которые станут украшением любого карнавала — всполохи сварки, снопы искр, гудение струи пламени… Основных технологий, применяемых для восстановления автомобильных деталей, три: напыление, наплавка и сварка. Для ремонта изношенных шеек коленчатых и распределительных валов на них напыляется слой специального материала. Называется этот процесс газопламенным напылением и проходит в несколько этапов. Сначала с «убитых» шеек со-шлифовывают слой металла толщиной 0,7 мм, а потом их подвергают дробеструйной обработке, защитив предварительно «живые» поверхности вала жестяными чехольчиками. После «бомбардировки» дробью, которая очищает шейки и создает рельефную, неровную поверхность для лучшего сцепления напыляемого материала с чугуном вала, его водружают на станок наподобие токарного и при небольшой скорости вращения наносят «подслой» — напыляют специальный материал с хорошими адгезионными   свойствами.   Этот этап выглядит наиболее эффектно: оператор направляет на вращающийся вал пистолет типа сварочного, к которому подводится кислород, ацетилен, сжатый воздух под давлением 4 атм и шнур из спрессованного и покрытого оболочкой порошка. Когда шнур оказывается в зоне горения ацетилена, его оболочка выгорает, порошок плавится и огненной струей «выплевывается» с оглушительным шипением на поверхность вала, где и оседает. И, хотя температура в зоне горения достигает 2300 °С, сама деталь не нагревается выше 100 °С — поэтому опасности, что коленчатый вал «поведет», нет.

После подслоя наносят основной слой — тем же аппаратом, но напыляемый материал уже другой. Это может быть или металлический порошок в шнуре, или проволока, например, молибденовая. Материал наносят с запасом — на 0,2—0,3 мм больше, чем требуемый диаметр шейки, а потом шлифовкой доводят до «номинала». Все — вал «готов к бою», и его ресурс при правильной эксплуатации будет не меньше, чем у новой детали.

А если нужно восстановить деталь со сложным профилем, например, стесанный кулачок распредвала или обломанный зуб шестерни? Для этого применяют газопламенную наплавку, аппарат для которой представляет собой ацетиленовую горелку с воронкой наверху, в которую засыпается порошок на никелевой или кобальтовой основе. Вместе со струей пламени порошок попадает в зону горения, плавится и наносится на поверхность неподвижной детали, разогретой факелом до 250 °С. Первый видимый результат этой операции может испугать любого несведущего автомобилиста — кулачок распредвала превращается в безобразный нарост с наплывами лишнего металла. Но это лишь заготовка, из которой последующей механической обработкой получится распредвал с кулачками необходимого профиля и высоты. Доводка профиля происходит вручную, по шаблону, снятому с исправного кулачка. Конечно, математически выверенной поверхности вручную добиться практически невозможно, но восстановленные наплавкой распредвалы работают вполне нормально.

После демонстрации таких впечатляющих технологических возможностей аппаратуры «обычная» аргонно-дуговая сварка, которой можно ликвидировать трещины алюминиевых блоков, головок блока, поддонов картера и других деталей, уже не поражает воображение. А между тем наши поршни для двигателя НАМИ-1 были восстановлены как раз этим методом — материал на изношенные юбки именно наваривался, конечно, с последующей обточкой.

Можно заварить и трещину в чугунных блоках и головках — обычной электродуговой сваркой, но с применением специального электрода. А для ликвидации больших повреждений существует специальная технология холодной сварки — поверхность замазывается пастообразным материалом, который после отвердевания приобретает твердость металла, а при необходимости армируется стекловолокном. Конечно, прочность холодной сварки не сравнить с «горячей», но для не сильно нагруженных деталей, например, крышек рубашки охлаждения или клапанного механизма, вполне сойдет и такой вариант.

Кому это нужно

Высокие технологии, применяемые на фирме Нов-Вол, обусловливают и немалую их стоимость. Восстановление одной шейки коленчатого или распределительного вала стоит до $40, наплавка каждого кулачка распредвала обойдется в $30, а за сантиметр заваренной трещины головки или блока надо заплатить $10. Но вообще на фирме к определению стоимости работ подходят дифференцированно — ведь часто попадаются нестандартные ситуации разной степени сложности. Сюда обращаются и владельцы иномарок, запчасти для которых дороги или их невозможно достать, и хозяева отечественных машин — с небольшими повреждениями хороших еще деталей, когда восстановление все-таки выгодно. Приходят даже рокеры — и с «запоротыми» коленвалами мотоциклов, и с необычными заказами для «тюнинга» своих двухколесных любимцев. А основные клиенты фирмы — это автопарки, которые ремонтируют здесь коленвалы и другие детали автобусов Ikarus. Ведь новый коленвал дизеля RABA-MAN стоит $1300, а восстановленный обходится в 2 млн рублей. Еще часто обращаются с просьбами о ремонте… из типографий — восстановить валы печатных машин оказывается намного дешевле, чем заказывать у фирм-производителей. Впрочем, к нашей автомобильной тематике это отношения уже не имеет…

Оцените статью
Avtomasta
Добавить комментарий