Сервис — понятие многогранное. Это не только диагностика, устранение неисправностей, наладка узлов и систем. Не менее важны услуги, избавляющие автомобилиста от обременительных хлопот, экономящие время, делающие машину свежее и уютнее. А работы в этом направлении — непочатый край.
Новый автомобиль хорош всем: он блестит, лоснится, а что ни откроешь, куда ни заглянешь — все такое чистенькое, аккуратненькое. Ощущение старения вызывается вовсе не механическими отказами и износами. Ну, застучала крестовина — поставили новую, «кончился» распредвал с рокерами — опять-таки заменили их, и дело с концом. Чувство «преклонного возраста» идет от общего ветшания: краска «затухает», на ней появляются царапины, трещины, бамперы и другие пластмассовые детали тускнеют, коврики становятся «вялеными», на обивке — пятна и потертости, во всех углах грязь. И хоть служит такая машина еще прилично (настоящая «рабочая лошадь»), а уже вызывает какую-то жалость старушка.
Соответственно меняется и отношение к ней, появляются туманные мечты о новенькой.
На Западе эта потребительская психология изучена глубоко и всерьез. Там давно поняли, что грамотный уход и своевременный косметический ремонт не менее важны, чем техническое обслуживание. Именно поэтому появилась на свет целая индустрия автокосметики, средств по уходу за автомобилем, а также специального технологического оснащения, необходимого для этих работ.
Те, кто бывал в странах с развитой автомобилизацией, могут сравнить свои впечатления от уличного потока машин у нас и у них. Речь не о марках и моделях, а об общем состоянии эксплуатируемой техники; разница, согласитесь, достаточно наглядная. Долгое время у нас было принято судить примерно так: вот, дескать, примерный владелец, у него машина всегда «с иголочки», а вот неряха, у него машина запущенная. Такой подход отдает древностью, эпохой натурального хозяйства. Можно ли в наше время считать нормой, когда некий дельный человек регулярно тратит массу времени и сил, хлопоча вокруг автомобиля в окружении множества баночек, губочек и бутылочек? Каждый должен заниматься своим делом: каменщик — строить дома, стоматолог — лечить зубы, а приводить автомобили в «божеский вид» — удел профессионалов, соответственно оснащенных и обученных.
Любая мастерская, любая сервисная точка в любом городе может установить камеры для окраски и организовать у себя участок, где клиенту «освежат» машину, сделают ее более стойкой к эксплуатационным невзгодам, да и просто, если можно так выразиться, вернут «приятность в общении». Кстати, последнее — это весьма существенный момент. Помните известную водительскую шутку: вымытая машина вроде и бежит лучше. А уж если она прошла подлинный «сеанс омоложения»…
Словом, «косметический сервис» давно получил широкое распространение. Кто-то из «завзятых технарей», прочитав эти строки, может отнестись к ним с иронией: подумаешь, мелкое дело. Да, это не расточка цилиндров и не отливка поршней. Но для рядовых автомобилистов такие «мелкие дела» — нужнейшие. А для предпринимателей — прибыльные.