Конкуренция на европейском рынке магистральных тягачей сегодня остра, как никогда. Вложив огромные средства в разработку и производство новых моделей, автопроизводители прилагают все усилия для успешной реализации их на рынке. Но по описанию только одной модели ее трудно сопоставить с конкурентами. Предлагаем читателю сравнительный анализ трех очень привлекательных тягачей. Эти тягачи пользуются огромным успехом у многих транспортных компаний, включая лидеров отрасли, например транспортно-экспедиционную компанию ЕВРОТЭК. Поэтому их сравнение, надеемся, будет интересно для всех российских транспортников.
Речь пойдет о “Volvo FH12380”, “Scania R124L400”, “Mercedes Benz Actros 1840LS” с мощностью двигателей 380, 400 и 394 л.с. соответственно. Это магистральные тягачи, рассчитанные на работу с отвечающими европейским предписаниям и стандартам автопоездами полной массой 38–44 т. Сравним комфортабельность кабин автомобилей, эргономичность рабочего места водителя, возможность размещения багажа. Учтем расход топлива при движении по конкретной испытательной трассе. Ведь если вы хотите перевезти груз дешево, с минимальными затратами на топливо, то этот параметр обязательно нужно учитывать. Этот параметр — комплексный. Он характеризует аэродинамические качества автопоезда, эффективность работы силового агрегата и трансмиссии. При этом любопытно будет проанализировать применение различных передаточных чисел в главной передаче заднего моста. Интересно также сопоставить количество переключений передач в трансмиссии на один километр трассы, максимально допустимый угол движения вверх по крутому склону на первых двух передачах, среднюю скорость прохождения трассы, максимальную скорость на высшей передаче при соблюдении экономичного стиля вождения и т.д.
Начнем с кабин. У “Volvo” — кабина “Globetrotter”, у тягачей “Scania” и “Actros” — “Sleeper cab”. Все они достаточно просторные и удобные.
1. ЭРГОНОМИКА
“Volvo”
Три ступени, широкая дверь, удобные поручни — водитель попадает в кабину без каких–либо трудностей. Рулевое колесо сильно откинуто вперед, что облегчает посадку на сиденье. Диапазоны регулировок сиденья позволяют с комфортом разместиться водителю любого роста и комплекции. Отметим ножное, с помощью особой педали, управление положением рулевого колеса: руль можно отрегулировать, не снимая с него рук. Правая сторона приборной панели повернута к водителю, что улучшает доступ к рычажкам и кнопкам. Там же размещен и радиоприемник.
“Mercedes”
Поручни с двух сторон в проеме широкой двери: с посадкой никаких проблем. Однако диапазон регулировок сиденья и рулевого колеса не столь широк, как у “Volvo”: это может не понравиться рослым водителям. Руль регулируется по углу и высоте ручным рычагом на рулевой колонке. Расположение приборов — свободное, и с эргономической точки зрения, заслуживает самой высокой оценки. Радиоприемник, как и на “Volvo”, тоже размещен на правой, повернутой к водителю стороне приборной панели.
“Scania”
Садиться в кабину “Scania” легче, чем в “Volvo” и “Mercedes”: она ниже расположена на раме. Нижняя ступенька автоматически выдвигается при открывании дверцы. Диапазон регулировок сидений оптимален, рулевого колеса — маловат. Регулировка руля производится с помощью рычага на левой стороне колонки: приходится снимать одну руку с руля. На приборной панели нет радиоприемника, что тоже отмечаем как недостаток.
2. БАГАЖ
“Volvo”
Два больших ящика под полкой дополняются солидным корытообразным ящиком с перегородками, расположенными между сиденьями. Доступ к багажнику под сиденьем водителя — только с улицы. Отсек под сиденьем пассажира доступен как снаружи, так и изнутри кабины.
“Scania”
Объем багажных отделений кабины “Scania” меньше, чем у “Volvo” и “Mercedes Actros”. Виной тому высокий кожух двигателя в салоне, “съедающий” много полезного пространства. Багажные отсеки также расположены под нижней полкой, но их размеры не позволяют установить там холодильник, что возможно, например, в тягаче “Volvo”. Для хранения путевых документов без риска их загрязнения предусмотрено специальное место.
“Mercedes”
Тут тоже два небольших отсека под полкой с независимым доступом. С обеих сторон кабины предусмотрены специальные отсеки для хранения инструмента, рабочей одежды, огнетушителя. Между сиденьями на кожухе — маленький закрытый ящик для документов и мелких вещей.
3. ПОЛЕЗНЫЙ ОБЪЕМ КАБИНЫ
Стоять на кожухе двигателя во весь рост можно только в кабине “Volvo”: расстояние до потолка — 178 см. У “Actros” этот показатель — 160 см. В “Scania” стоять на кожухе двигателя просто невозможно. Расстояние от пола до потолка в кабине “Volvo”, как перед, так и за сиденьем пассажира — 192 см. В “Scania” — 167 см. В “Actros”, перед сиденьем пассажира — 191 см. Высота кожуха двигателя в “Volvo” всего 140 мм. У “Actros” — 310 мм, у “Scania” — 360 мм.
Нижние полки кабин “Volvo” и “Actros” вполне удобны для сидения: в обеих кабинах они расположены на 39 см выше кожуха двигателя. В кабине тягача “Scania” нижняя полка практически лежит на высоком кожухе. Объем кабин у “Volvo” и “Actros” примерно одинаков. Кабина “Scania” существенно меньше, однако следует напомнить, что тягачи “Scania” оборудуются также кабинами “Topline” с расстоянием от пола до потолка внутри салона в 2,28 м. Максимальная ширина нижней полки в кабине “Mercedes” — 750 мм. У “Volvo” — 712 мм, у “Scania” — 713 мм. Самая длинная полка у “Volvo” — 2000 мм. У “Actros” — 1952, у “Scania” — 1938.
Отодвигаемое вперед рулевое колесо “Volvo” (до упора в ветровое стекло) позволяет водителю без помех покинуть рабочее кресло: достаточно перешагнуть невысокий кожух двигателя. В кабине “Scania” между сиденьями часто устанавливают холодильник. Это, с учетом высокого кожуха, сильно затрудняет передвижение в салоне. У “Mercedes” руль вперед не откидывается, кожух двигателя также достаточно высок. Сидеть на задней полке как в “Scania”, так и в “Actros” очень неудобно. Для того, чтобы переодеться, встав во весь рост, во всех кабинах нужно отодвинуть пассажирское сиденье назад. Однако в “Scania” высоты все же явно не хватает.
СПАЛЬНЫЕ МЕСТА
“Volvo”
У “Volvo” нижние полки самые большие — 2000х712 мм. Ширина верхней полки — 580 мм, что меньше, чем у “Scania” (615 мм) и “Actros” (652 мм). Специальный контрольный блок, размещенный на стене под нижней полкой, позволяет, не вставая, регулировать температуру воздуха и интенсивность освещения в салоне, управлять работой радиоприемника.
“Scania”
Размеры нижней полки — 1940х710 мм, ширина верхней, как уже говорилось,— 615 мм. Расстояние от верхней полки до потолка всего 564 мм (у “Actros” — 580, у “Volvo” — 780 мм). В остальном “Scania” по уровню комфорта не уступает “Volvo”.
“Mercedes”
Главная особенность: за счет добавления специальной секции полки можно расширить с 610 до 750 мм. Здесь также имеется контрольный блок, регулирующий работу кондиционера и освещение в кабине.
ОТДЫХ СИДЯ
“Volvo”
Как отмечают водители-дальнобойщики транспортной компании СПб, самое удобное место для отдыха сидя — на задней полке за рабочим креслом водителя. Таковое имеется и у нашего Volvo. Мощные боковые лампы обеспечат полный комфорт для чтения в любое время суток. А писать лучше за рулевым колесом. Специальная доска превращает руль в портативный столик.
“Scania”
Здесь, чтобы сесть поудобнее, полки поднимают, а пассажирское сиденье сдвигают назад. Сделать записи можно на крышке ящика между сиденьями.
“Mercedes”
Так же, как и в кабине тягача “Scania”, читать удобнее в пассажирском кресле, сдвинутом назад. Перед пассажирским сиденьем предусмотрены упоры для ног — вещь для грузовиков уникальная и очень удобная. Написать хоть пару строк — большая проблема. Об этом как–то не подумали.