Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Апр 23, 2016 в ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | Нет комментариев

Обувь по сезону

shinyНа летнем асфальте колеса удерживает большая сила. Ее с избытком хватает для выполнения маневров и динамичной езды. Летняя дорога прощает много ошибок. Первый «звоночек» об изменении ситуации включается, когда деревья начинают терять листву. Водители прекрасно знают, о какой угрозе предупреждают простые слова: осторожно — листопад! Ну а дальше еще серьезнее. Как всегда неожиданно, на дороге появляется лед. А мы продолжаем ездить по-летнему: интенсивно разгоняемся, резко тормозим, круто поворачиваем… И хотя зима в наши широты приходит каждый год, мы с упорством, достойным иного применения, из осени в осень наступаем на одни и те же грабли. Кому сегодня надо объяснять, что такое «день жестянщика»?

Будем искать?

Применительно к теме «зимние шины» всех водителей можно разделить на три группы. В первую отнесем тех, кто, несмотря на очевидные доводы о пользе зимних шин, продолжает круглый год ездить на шинах летних или всесезонных. Во вторую соберем степенный народ. Они давно не стремятся «попасть в выстрел», как спортсмены на старте и, не дожидаясь неблагоприятных проявлений холодов, достают из гаража комплект зимних шин, «переобувают» автомобили и ждут прихода зимы в полной уверенности за благополучный исход очередного трудного сезона.

Третьи впервые решили купить зимние шины, но не знают, какие выбрать и когда «переобуваться».

Все, о чем дальше пойдет речь, мы адресуем в первую очередь новичкам. Возможно, кое-какие сведения помогут знатокам из второй группы и особенно упорствующим личностям из группы номер один.

Специально для них уточним, что, когда мы говорим об их безразличии к безопасности, то подразумеваем не только самих легкомысленных водителей и их пассажиров. Зимой автомобиль на летних шинах не менее опасен, чем бомба замедленного действия. Представляете, сколько дров может наломать неуправляемый снаряд после неудачной попытки затормозить на обледенелом дорожном покрытии? Немногим лучше и другой сюжет. Водитель прекрасно знает слабые стороны своего автомобиля и ездит с безопасной скоростью.

В таком случае у него должны быть не нервы, а канаты. Слишком часто придется выяснять отношения с соседями по транспортному потоку.

Чтобы не попасть в «белые вороны» на зимней дороге, поспешим в шинный магазин и присмотримся к тому, что выставлено на продажу. Прежде всего обратим внимание на внешние признаки зимней шины.
Протектор имеет крупную нарезку. У него широкие и глубокие канавки и много мелких извилистых прорезей в отдельных блоках. У широких канавок две основные задачи. Во-первых, отводить из пятна контакта все, что мешает надежному контакту с дорожным покрытием. Это вода, мокрый снег или «каша» из воды, снега, соли или другого материала, при помощи которого дорожники препятствуют образованию льда. Во-вторых, — самоочищение. Чем легче и быстрее посторонние предметы и вещества покидают прорези протектора, тем лучше. Помощь направленного рисунка протектора (V-образного) в этом процессе трудно переоценить.

У ламелей (мелких прорезей в протекторном блоке) особая роль. Благодаря этим прорезям наружный слой способен изгибаться при изменении продольной нагрузки (разгон, торможение). Многочисленные острые кромки при этом впиваются в неровности покрытия и усиливают сцепление. Благодаря этой особенности зимней шине приписывают умение прямо-таки «прилипать» к скользкому покрытию. Шинники не перестают совершенствовать форму ламелей. Например, если они шестигранные, как в одной из моделей, о которой речь ниже, шина успешно противостоит не только продольному, но и поперечному проскальзыванию.

Эту же цель преследовали разработчики, предлагая так называемый асимметричный рисунок протектора. Одна его половина обеспечивает продольную устойчивость движущегося автомобиля, другая — поперечную.
Направленный рисунок протектора (V-образный) способствует снижению шумности шины, устойчивости автомобиля, эффективно удаляет воду из пятна контакта, не допуская аквапланирования. Если направленность выражена в очень явной форме, о рисунке протектора говорят как об агрессивном.

Поперечное сечение протектора зимней шины близко к прямоугольной форме. Плечевые блоки с четким изломом эффективно работают на рыхлом и мокром снежном покрытии.

Резина в протекторном слое зимней шины мягкая. Ни одна всесезонная шина, не говоря о летней, не может соперничать с зимними по мягкости. В некоторых моделях зимних шин применен двухслойный протектор. Наружный слой имеет сверхвысокую эластичность, а снизу его подпирает заметно более жесткий.

Несколько слов о шипах. У них есть и сторонники, и противники. Те и другие приводят убедительные доводы из практики зимней езды, подтверждающие их правоту.

Если говорить о шинах без шипов, то нельзя не признать, что производители добились немалых успехов в их совершенствовании. Они дешевле, меньше шумят, не с такой интенсивностью разрушают дорожное покрытие, позволяют ездить быстрее, чем на шипах, их не нужно обкатывать.

Обкатка доставляет некоторые неудобства и требует терпения. Первые 500 километров на шинах с шипами нельзя ездить быстрее 60-70 км/ч, недопустимы также резкие разгоны, торможения, повороты. Если эти правила нарушены, велика вероятность преждевременного выскакивания шипов из посадочных мест. Как только это произойдет с 10 процентами шипов, шину придется заменить.

У сторонников шипованной зимней резины свои доводы. Один из них — об их полезности — я недавно услышал от профессора Ю.В. Кузнецова из МАДИ: «Своим знакомым я всегда говорю: в 99 случаях из 100 шипы не нужны. Но есть вероятность того, что на дороге ты встретишься с оставшимся одним случаем из 100. Встретишься и разобьешься. Стоит ли продолжать поиски?».

Мнение профессора-дорожника относительно вреда, наносимого шипами дорожному покрытию, таково: контакт каждого шипа с дорожным покрытием сопровождается ударом. Удар этот тем сильнее, чем выше скорость. Причем зависимость не линейная, а квадратичная. Если бы все ездили с разрешенной скоростью, то есть не выше 80-90 километров в час, с дорогами ничего страшного не происходило бы.

На третье в ночь

В среднюю полосу России зима приходит, как правило, в конце ноября — начале декабря. Бывают, правда, исключения. Об одном из них есть упоминание в «Евгении Онегине»: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе на третье в ночь». Стоит ли откладывать «переобувание» в расчете на повторение подобной задержки?

Начальник отдела логистики и закупок компании МВО Андрей Колосов рекомендует «переобувать» автомобили в тот момент, когда устанавливаются стабильные отрицательные ночные температуры. Это касается любых зимних шин, с шипами и без них, в том числе и грузовых шин, купить которые можно на сайте baltiastroy.kiev.ua. Во втором случае можно выполнить эту операцию с некоторым опережением. Шинам без шипов практически не вредит езда по чистому сухому асфальту.

Андрей Германович не советует также слишком торопиться. Зимние шины предназначены для эксплуатации в холодное время года. Контакт с горячим асфальтом для них губителен. Важно при этом учитывать и то обстоятельство, что для зимних шин установлена допустимая остаточная высота протектора 4,5 миллиметра. Помните, что по этому поводу сказано в ПДД? Там указана цифра в два с лишним раза меньше!

Появление более жесткого норматива для зимних шин объясняется наличием ламелей (мелких прорезей) в блоках протектора. Высота нового протектора около 9 миллиметров. Глубина ламелей составляет половину этой величины. Если прорезать их до основания, пострадает жесткость протекторных блоков, как следствие — автомобиль становится значительно менее устойчивым и управляемым. Ну а когда износ наружного слоя протектора приведет к исчезновению мелких прорезей, зимняя шина во многом перестанет быть таковой.

Одной только мягкости резины недостаточно, чтобы обеспечить надежное сцепление со скользким дорожным покрытием. В общем, при выборе момента для установки на автомобиль зимней резины надо по возможности оценить все факторы (безопасность, износ, стоимость и проч.) и, как говорится, поспешать, не торопясь.

Такого же рода совет прозвучал в нашем разговоре и по поводу выбора типа зимней шины для конкретных условий эксплуатации. Я спросил, можно ли дать хотя бы самые общие рекомендации нашим читателям о предпочтительности тех или иных зимних шин в определенных условиях эксплуатации. Предполагаемые условия выглядели следующим образом:

1. Езда только по дорогам большого города, такого, например, как Москва. Выезды за пределы Московской кольцевой автодороги исключены.
2. То же, что в первом случае, плюс эпизодические, не чаще двух раз в месяц поездки по автомагистралям.
3. Эксплуатация автомобиля в небольшом подмосковном городе и на шоссе.


Оказалось, что эти условия недостаточно конкретны. Для них невозможно не только дать однозначный совет, но и в общем виде порекомендовать тип шины потенциальному покупателю. Необходимы уточнения. В качестве примера приведу два из них.

Во-первых, для грамотной консультации специалисту необходимо знать, насколько частыми будут поездки на автомобиле — каждый день или в случае сильного снегопада или гололеда можно воспользоваться городским транспортом? Если работа связана с ежедневным использованием автомобиля, надо уточнить и время выезда. Человеку, который на своем автомобиле вынужден одним из первых выезжать на городские улицы, нужны шины, скажем, с шипами, потому что он часто попадает на замерзшие и даже обледенелые участки дорог. А если ехать можно попозднее, когда дорожники заканчивают уборку улиц и обработку их соответствующими противогололедными составами, вполне возможно, подойдут и нешипованные шины.

По заверению Андрея Колосова, эти и другие подобные факторы оказывают существенное влияние на окончательный выбор. Правда, одну общую рекомендацию он все-таки дал. Вот она: даже для мегаполиса, где дороги регулярно чистят и стараются не допускать снежного наката, появления голого льда, Андрей Германович рекомендует выбирать шины с шипами. Пусть в основном автомобиль ездит по асфальту, зато во дворах, где ледяные подъемы и спуски отнюдь не редкость, и перед светофорами, где в результате многочисленных торможений часто образуется накат, шипованные шины не подведут. Уверенность в тормозных и других важных качествах автомобиля зимой дорогого стоит.

Из чего выбирать

В одном из центров компании МВО нам показали новинки сезона 2005/2006 г. и другие шины, которые можно там приобрести. Экскурсия началась с новой шины концерна Continental — ContiWinterViking2 (фото №6366, 69, 73, 75, 76). В числе ее достоинств — асимметричный рисунок протектора, новый алмазный шип (хорошо работает на льду, укатанном снегу) и технология ошиповки. Благодаря тому что эту операцию выполняют в заводских условиях, на шину дают уникальную для наших условий двухлетнюю гарантию. Естественно, при соблюдении определенных условий эксплуатации. Шина очень мягкая, с большим числом ламелей в пятне контакта. Предназначена для суровых зимних условий.

Такую же гарантию получает покупатель зимних шин ContiWinterViking1 (предшественница модели Viking2), Gislaved Nord Frost 3 и Continental 4х4 Ice Contact (фото 6385, 86, 87, 88, 89, 90). Цифры 4х4 в обозначении модели говорят, что она предназначена для полноприводных автомобилей.

Еще одна новинка концерна (для автомобилей малого и среднего класса) — ContiWinterContact TS800 (фото 6378, 80, 81, 82,83,84). Она пришла на смену модели TS810. Направленный рисунок протектора эффективно выводит воду из пятна контакта и обеспечивает хорошее самоочищение от снега. Ламели 6-угольные, работают в продольном и поперечном направлении.

Прошлогодняя модель ContiWinterContact TS810 — нешипованная с асимметричным рисунком протектора. Ее создавали для городских условий, в то же время она неплохо работает на снегу и на льду.

Впервые концерн Continental предлагает зимнюю шину, приспособленную для движения на скорости до 270 км/ч (модель TS 810 Sport). Ее разработали по просьбе автопроизводителей, в частности для автомобилей Porsche. В недалеком будущем должны поступить в продажу шины с усиленным бортом, благодаря чему при любом давлении можно продолжить движение на скорости до 80 км/ч. Такие шины устанавливают уже на новые «пятерку» BMW и Cooper.

Шины Continental делают в Германии, в Ганновере. Nokian в центрах МВО тоже представлена несколькими моделями. Среди них новинка Hakkapeliitta 4 (фото 6392, 93, 94, 95, 96, 98) с шипом ромбовидной формы. Он плотно сидит в своем гнезде и имеет хорошие сцепные качества во всех направлениях. Благодаря использованию рапсового масла при изготовлении шины получены хорошие экологические характеристики.

Вторая модель Hakkapeliitta 2 в особом представлении не нуждается. Наши автомобилисты хорошо ее знают.

Еще одна модель Hakkapelita Q — без шипов. На нашем рынке это тоже не новичок. Она хорошо ведет себя на снегу и льду, но числится за ней и небольшой грешок. Слишком мягкий блок (много ламелей) вызывает заламывание при торможении на твердом дорожном покрытии (асфальт). Вследствие этого тормозной путь несколько возрастает.

Взамен этой шине фирма предлагает автомобилистам новинку Hakkapelita RSi (6423, 24, 45, 26, 27). Такая же экологически чистая шина, как предшествующая модель. Предназначена для тяжелых климатических условий, и, по мнению специалистов, именно в этих условиях она работает лучше других подобных шин.
Владельцы небольших грузовичков могут присмотреться к шинам Nokian Hakkapeliitta C и Gislaved Nord Frost C (6399, 6401, 02, 03, 06).

Наконец, Goodyear Ultra Grip 500 (6407, 09, 10, 11 12) — шина с направленным рисунком протектора имеет глубокие и широкие бороздки для отвода снега. Ее стихия — заснеженная зимняя дорога. Хуже работает на чистом асфальте. Виной тому относительно небольшая площадь блоков в протекторе. До определенной степени от этого страдает устойчивость. Покупают ее преимущественно для езды по загородным дорогам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.