Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Сен 21, 2016 в ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | Нет комментариев

Экстремальные шинные технологии

bridgestone

В самый разгар небывалой жары компания Bridgestone объявила о предстоящем запуске на российском рынке двух новых моделей зимних шин: шипованной Ice Cruiser 7000 и нешипованной Blizzak Revo GZ. По заявлению производителя, эти модели разработаны с прицелом на российские (читай — экстремальные) условия эксплуатации. Удачный повод, чтобы посмотреть, какие технологии предлагают ведущие шинники для противодействия экстриму на дорогах.

Прошедшее лето наглядно показало, что даже умеренный климат становится непредсказуемым и экстремальным. Метеорологи уже поговаривают о том, что надвигающийся сезон холодов будет не менее капризным. Это значит, что автомобилистам придется с лихвой отведать и трескучих морозов, и неожиданных оттепелей, и снегопадов, и гололеда, и грязной «каши» на дорогах — всего, чем в последние годы потчует нас переменчивая русская зима, только еще «круче» и в еще большем количестве. Чтобы, невзирая на климатические козни, чувствовать себя на дороге уверенно, пора «готовить сани», в том числе обзаводиться надежной зимней резиной. Вопреки нашей национальной традиции креститься не ранее, чем грянет гром, специалисты Bridgestone и его российского отделения позаботились о зимней «обуви» для наших автомобилей заблаговременно. Уже в середине лета они анонсировали выпуск на российский рынок двух суперсовременных моделей шин, которые помогут без потерь пережить предстоящие нам дни жестянщика.

«Ш» или «Н/Ш»

В странах, где эксплуатация шипованных шин законодательно запрещена по причине их высокого разрушающего воздействия на дорожное покрытие, перед потребителем не стоит вопрос, какому типу зимних покрышек отдать предпочтение. Иное дело у нас, в России, где партия владельцев автомобилей традиционно разделена на две фракции: приверженцев шипованных и нешипованных шин. Кстати, последние по-научному называют фрикционными шинами, а в обиходе — «липучками». Апологеты примыкают к той или иной группе в силу слепой веры, привычки или традиции. Остальной массе «колеблющихся» каждый раз приходится делать непростой выбор: «ш» или «н/ш». И действительно, здесь есть о чем задуматься.

Объективные данные говорят о том, что у обоих типов шин есть свои достоинства и недостатки, соответственно — предпочтительные условия применения. Помимо большего вреда для асфальтового покрытия шипованные шины, как правило, стоят дороже «липучек», требуют аккуратной обкатки (по рекомендациям производителей — порядка 300 км со скоростью не выше 60 км/ч) и сильнее шумят. К тому же они более требовательны к соблюдению срока замены — продолжительная эксплуатация на сухом асфальте нежелательна из-за снижения сцепных характеристик и ускоренной потери шипов. При этом у шипованных шин есть одно преимущество, которое однажды может оказаться неизмеримо важнее упомянутых недостатков. Они обладают наилучшими сцепными свойствами на изрытых наледях разбитой дороги или на льду, покрытом слоем укатанного снега. В таких наиболее сложных дорожных условиях вождение на «шипах» более предсказуемо, эффективнее торможение, легче троганье на подъем и т. д. Исходя из этого, специалисты рекомендуют обувать «шипы» неискушенным водителям и тем, кто значительную часть времени ездит по загородным дорогам, которые реже очищаются и не обрабатываются противогололедными реагентами.

Фрикционные шины бу Бриджстоун уступают шипованным в сцеплении на неровном льду, зато превосходят их по всем прочим параметрам: цене, удобству в эксплуатации, комфорту. В то же время современные «липучки» способны обеспечить надежное сцепление не только на покрытом зимней «кашей» асфальте, но и при выезде из заснеженного двора и на раскатанном перед светофором льду. Поэтому фрикционные шины больше подойдут опытным драйверам, тем, кто ставит на первое место комфорт и в основном эксплуатирует машину в городе.

Проанализировав российский рынок и изучив потребительский спрос, японские шинники решили порадовать и «остроконечников», и «тупоконечников». В соответствии с партийной принадлежностью они могут выбрать шипованную резину Ice Cruiser 7000 или нешипованную Blizzak Revo GZ. Каждая модель вобрала в себя новейшие технологии одной из двух конкурирующих концепций повышения сцепных свойств шины в зимних условиях. Обе являются вершинами эволюции семейств шин Ice Cruiser и Blizzak, которые хорошо знакомы российским потребителям, в том числе по моделям предыдущего поколения — Ice Cruiser 5000 и Blizzak WS60. Что нового привнесли японские разработчики в их конструкцию, чтобы российские автовладельцы чувствовали себя уверенно на непредсказуемых зимних трассах?

«Айс» или не «Айс»? — не вопрос

При разработке шины Ice Cruiser 7000 первоочередное внимание было уделено обеспечению максимального сцепления на льду, наилучшему удержанию шипов и снижению опасности разрыва боковины при случайном наезде на препятствие. Шина имеет симметричный дизайн как внутри, так и снаружи. Центральное ребро протектора вместе с двумя широкими продольными канавками способствует удержанию шины на траектории, эффективно противодействуя случайным боковым силам. Поперечные канавки, разделяющие крупные ламельные блоки, образуют направленный рисунок. По мере приближения к оси протектора их наклон увеличивается для лучшего удаления зимней слякоти из центральной зоны пятна контакта. Фирменные 3D-ламели в обеих новых шинах изготавливаются по усовершенствованной технологии. Теперь каждая ламельная гребенка в нижней части подкреплена поперечными перемычками. Так удалось оптимизировать работу ламелей на изгиб и, как результат, увеличить эффективную контактную площадь поверхности каждого ламельного блока, то есть улучшить сцепные свойства шины.

И все же главный «ответчик» за высокие сцепные характеристики «Айс Круизер» — это шипы. Они установлены по новой схеме, которая позволяет на ширине протектора разместить 16 рядов шипов — на 4 ряда больше, чем у «пятитысячной» предшественницы. Это привело и к расширению покрытой шипами зоны, и к увеличению их числа в пятне контакта с вытекающими отсюда бонусами для тягово-сцепных характеристик на льду. Сами шипы разработаны и производятся эксклюзивно для Ice Cruiser 7000 немецкой компанией Sitek. Они имеют облегченную, двухфланцевую конструкцию. Верхняя кромка алюминиевого корпуса выполнена многогранной, что позволяет ей лучше «вгрызаться» в лед. Твердость закаленной центральной вставки оптимизирована с целью уменьшения подвижности шипа в посадочном отверстии.

Разработчики «поколдовали» и над тем, чтобы продлить срок пребывания шипов в шине — ее протектор выполнен двухслойным. Основание шипа надежно фиксируется в прочном базовом слое, в то время как эластичный верхний слой сохраняет достаточную подвижность головки шипа. Проведенные многосезонные испытания показали высокую эффективность такой схемы фиксации: темп потери шипов у Ice Cruiser 7000 оказался примерно вдвое ниже, чем у изделий конкурентов.

Отмеченные новшества в дизайне шины принесли конкретные, поддающиеся количественной оценке улучшения в поведении автомобиля на обледеневшей дороге и при торможении на льду. В ходе проведенных испытаний установлено, что с шинами Ice Cruiser 7000 автомобиль четко удерживает заданную траекторию, а его средний тормозной путь сократился на 8% по сравнению с покрышками предыдущей модели. При экстренном торможении в критической ситуации несколько «лишних» метров окажутся совсем не лишними.

Учитывая то, что российские дороги, как никакие другие, полны неожиданностей, японские конструкторы позаботились о надежности Ice Cruiser 7000 при наезде на препятствие. Помимо традиционного многослойного брекера из стали и текстиля, защищающего зону протектора, шина получила усиленные боковины. Тесты на разрыв боковины показали, что усилия разработчиков кардинально улучшили их «непробиваемость». Забираясь на бордюр, придется приложить буквально нечеловеческие усилия, чтобы заработать «грыжу».

Революционная фрикционная

Высочайшая управляемость и полный контроль над автомобилем в любую погоду и при любом состоянии дорожного покрытия, комфорт за счет снижения вибраций и уровня шума, продолжительная эксплуатация без потери характеристик — такие цели преследовались при создании последней модели в линейке Blizzak. Многочисленные ездовые испытания на заснеженных полигонах острова Хоккайдо и в Швеции, а также на московском льду доказали, что они достигнуты.

В отличие от шипованной новинки шина Blizzak Revo GZ асимметричная, причем в двух смыслах. Во-первых, ее протектор имеет ярко выраженный асимметричный рисунок. Такое решение подсказали разработчикам результаты исследований, выявивших, что при разных режимах движения за устойчивое поведение автомобиля отвечают различные зоны протектора. Так, при разгоне преимущественно работает его внутренняя сторона, при маневрировании — внешняя, а при торможении — обе зоны. Поэтому на каждой стороне протектора конфигурация ламельных блоков и направленность канавок оптимизированы для наилучшего выполнения своей важнейшей функции: на внутренней — сцепления, на внешней — управляемости. Оптимизация выполнена методом компьютерного моделирования. Во-вторых, каждая боковина, воспринимающая нагрузку от своей части протектора, имеет уникальную форму.

Индивидуальный контроль внутренней и внешней зон пятна контакта шины позволил уменьшить поперечные вибрации и улучшить устойчивость и управляемость.

Помимо инноваций на макроуровне в конструкции Blizzak Revo GZ использован ряд революционных технологий, работающих на микроуровне. Резиновая смесь изготавливается по технологии Multicell Comp`d GZ, с помощью которой составу придается уникальная структура — в нем образуются многочисленные микроскопические поры, дренажные каналы и так называемые микробайт-частицы. Для чего это нужно? Как известно, основной причиной скольжения шины на льду является водяная микропленка, остающаяся в пятне контакта после отвода основной массы воды канавками протектора. На поверхности шины, обработанной по новой технологии, поры и каналы открываются и работают подобно губке, впитывая с дорожного покрытия водяную пленку. В результате шина контактирует непосредственно с сухим слоем льда и буквально прилипает к нему. Более того, края микропор и микродренажных каналов врезаются в лед и улучшают сцепление за счет кромочного эффекта. В этом им содействуют микробайт-частицы, обладающие абразивными свойствами и работающие аналогично крошке на наждачной бумаге. Поскольку такую структуру приобретает весь объем материала, его уникальные свойства сохраняются в течение всего срока службы шины — по мере износа вскрываются новые поры, каналы и микробайт-частицы. В состав резиновой смеси входит RC Polymer, придающий ей необходимую эластичность при отрицательной температуре и в то же время достаточную прочность при температуре выше нуля. Поэтому при резких климатических колебаниях характеристики шины не изменяются.

При тестировании поведение шины Blizzak Revo GZ оценивалось в сравнении с ее предшественницей — Blizzak WS60. Испытания показали, что автомобиль с «Рево» меньше отклоняется от заданной траектории при прямолинейном движении и маневрировании на снегу, лучше проходит повороты и тормозит на льду.
Шины обеих моделей будут представлены в более чем 50 типоразмерах, так что каждый российский автовладелец сможет оценить результат работы искусных шинных мастеров и почувствовать себя за рулем автомобиля уверенно и комфортно, несмотря на любые капризы предстоящей зимы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.