Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Апр 23, 2016 в ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА | Нет комментариев

Как заработать на шуме

glushitelЕсть сервисы, живущие по старинке, как лет пять-семь назад. Приехал клиент – хорошо, не приехал – тоже неплохо, посидим, покурим. Вряд ли они долго протянут в нынешних условиях. Но есть и другие. Расторопные. Твердо знающие, с какой стороны у бутерброда масло. Внедряющие новые услуги с целью не просто выжить, но и заработать, расширить бизнес. Эта статья для них.

Откуда чего берется

Не верьте, господа сервисмены, бойкой дилерской рекламе и клиентам своим передайте: бесшумных автомобилей не бывает. Бывают лишь более или менее шумные. А еще скажите вы клиентам, что шум в салоне любой машины можно снизить. Причем существенно. И мы сейчас это докажем.

Но прежде вспомним: что является источниками шума в автомобиле? Двигатель? Трансмиссия? Безусловно. Правда, в последнее время считается, что современные технологии свели их шумовое влияние к минимуму. Оно, может и так, но не для всех моделей.

Возьмем, например, хит продаж 2008 года Peugeot 207. Надо признать, что его 120-сильный движок, созданный совместно с BMW, довольно шумный. Особенно когда работает холодным на холостых. Ощутимо шумит цепной привод, «стрекочут» форсунки… Сказанное не умаляет достоинств этого прекрасного мотора, но факты – вещь упрямая: «тишайшим» баварского отпрыска не назовешь… А снимешь селектор с «паркинга», тут же коробка автоматическая о себе заявляет. Понятно, что не молчанием. Можно привести примеры и других марок и моделей – современных, престижных, но… шумноватых. Именно по двигателям и коробкам.

Но все же не эти агрегаты главные виновники шума в автомобиле. Исследования в лабораториях автомобильных концернов показали, что самый слышимый – это шум качения.

На низкой скорости шум качения не воспринимается, но стоит разогнаться – и вот, пожалуйста, он уже хорошо слышен в салоне. А потом ощутимо растет со скоростью движения. Если равномерно двигаться по хорошей дороге, шум качения перекроет прочие шумовые эффекты уже на скорости 50 км/ч. Это на летних шинах. Если колеса обуты в нешипуемые зимние шины, шум качения заявит о себе на 35–40 км/ч. А на шипованных шинах и того раньше.

Но и это еще не все. Шумит система выпуска отработавших газов, и прежде всего глушитель и резонатор. Кстати, бессменный чемпион здесь – наша «Волга». Добавьте сюда так называемый воздушный шум. Его источники – аэродинамика воздушных потоков и звуки, отраженные от дорожного покрытия. А дальше начинают «работать» кузовные панели: они вибрируют, существенно увеличивая шумовой фон салона. Как же бороться с перечисленными напастями?

От простой изоляции к поглощению и рассеиванию

Спору нет, автопроизводители серьезно озабочены шумностью своих детищ. Они снижают ее за счет конструктивных и технологических изысков, и все это очень интересно, но сегодня мы не об этом. Поговорим о послепродажных способах снижения шума. Можно называть это тюнингом или сервисными опциями, дело не в названии, а в сути.

Век двадцатый подарил нам довольно широкий ассортимент звуко- и виброизолирующих защитных материалов (матов). Обратите внимание – именно звукоизолирующих, хотя многие искренне считают их звукопоглощающими. На самом деле шумы от трансмиссии и системы выхлопа, аэродинамический шум потоков воздуха и прочие факторы лишь частично снижались за счет изоляции в зонах между панелями и мелкоячеистой структурой защитного покрытия.

Тот же двадцатый век в последнем десятилетии дал нам материалы нового поколения – шумозащитные мастики. Эти материалы уже не только изолировали от шума – они рассеивали и гасили звук и вибрацию.
Далее прогресс пошел именно в этом направлении – поглощать и рассеивать, рассеивать и поглощать. В веке двадцать первом такие мастики стали «интеллектуальными». Конечно, в известной степени это метафора, но… судите сами.

Мы сейчас познакомимся с новейшей разработкой шведского концерна Geveko Industri – материалом Mercasol Sound Stop. Как работает это покрытие? Вместо того чтобы банально смягчить звук, Mercasol Sound Stop борется с причиной его возникновения. Прежде всего – эффективно устраняет возникающие вибрации. Достигается это тем, что защита наносится не только внутри кузова (как это было с матами), но и снаружи, в местах, где вибрационные воздействия на кузов особенно велики. Прежде всего, это арки колес, участки днища вблизи выпускной системы, пороги и другие зоны. При этом воздушный шум эффективно рассеивается самим покрытием, его структурой.

Сначала часть наиболее «мощных» гармоник поглощается за счет вязко-эластичных характеристик материала, а именно взаимного перемещения его слоев под воздействием звуковых волн. Таким образом, механическая энергия преобразуется в тепловую, но не пугайтесь, ничего не расплавится, все происходит в рамках температуры окружающей среды.

И тут же «в бой вступают» анизотропные свойства покрытия. Дело вот в чем: в материал введены специальные добавки. В процессе застывания они перераспределяются от защищаемой поверхности к периферии пленки, обеспечивая ту самую анизотропность. В результате покрытие по-разному сопротивляется прямой и отраженной звуковой волне. И эффективно гасит колебания. Как та собака-сторож: в квартиру впустит, а обратно – нет. И шум, подобно вору, не сопротивляется.

Ну хорошо, а подтверждено ли все это на практике? И официальными испытаниями? Правильные и взвешенные вопросы. Отвечаем столь же взвешенно.

Во-первых, сошлемся на шведские документы. Все материалы Mercasol производятся только на территории Швеции, и это производство сертифицировано в соответствии со стандартом SS-EN ISO 9001. Во-вторых, Mercasol Sound Stop испытан в России, в лаборатории АВТОВАЗа, что для наших условий особенно ценно. Об этом – в следующем разделе.

«Проверил и рекомендует…»

Можно по-разному относиться к Волжскому автозаводу, но одно бесспорно: он обладает уникальной научно-исследовательской базой. Современные лаборатории, квалифицированные кадры и статус, дающий право проводить официальные экспертизы, – вот что важно для нас.

Так вот, не так давно в Отделе исследования шума и виброкомфорта были проведены акустические испытания мастики Mercasol Sound Stop. Причем в сравнении с другими шумоизоляционными покрытиями.
Протокол испытаний – документ довольно объемистый. В нем много специальной терминологии и экзотического оборудования. Чего стоит, например, «Измерительная установка «Оберст» для определения приведенного коэффициента потерь». Или «Башня Пиза». На этой установке оценивают способности мастик к звукоизоляции.

Действительно, камера в виде башни, внизу мощный динамик, в середине испытуемый образец, вверху звукопоглощающая облицовка. Частотный анализатор, компьютерный интерфейс, специальный «софт»… Таблицы, цифры, смотрите: Mercasol Sound Stop обогнал традиционные мастики в 2,3 раза, в 2,8 раза, а где-то и в 14 раз!

Вообще, протокол можно читать долго. Он интересный. Потому что логичный. Это – наука. Та самая, настоящая, обеспечивающая воспроизводимость эксперимента. Испытывай мастику хоть сто, хоть тысячу раз – результаты будут одинаковы в пределах погрешностей приборов. И выводы – тоже. Вот мы их и зачитаем, выводы.

Из официального письма «О результатах акустических испытаний материала Mercasol Sound Stop», написанного Дирекцией по техническому развитию: «Полученные результаты испытаний позволяют считать представленный тип материала эффективным шумовибродемпфирующим средством для акустического тюнинга кузовов серийных автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ»».

Разумеется, новая мастика подойдет и для иномарок. Ведь Sound Stop создавался в Швеции для машин, колесящих по дорогам Европы. Подтверждение тому – уже упоминавшиеся шведские сертификаты и шведский опыт работы с этим материалом.

А теперь несколько слов о сервисном применении Mercasol Sound Stop. Наносится мастика методом распыления, позволяя выполнить работу примерно за два часа. Услуга получается недорогой, а значит, привлекательной для потребителя.

Материал прекрасно сочетается с заводскими покрытиями – как противошумными, так и антикоррозионными. Образно говоря, он «берет их на буксир», многократно усиливая действие традиционных препаратов – что, кстати, отмечено в том же протоколе АВТОВАЗа.

Мастика Sound Stop гармонично вписывается в сервисную антикоррозионную концепцию Microshield и может применяться совместно с антикорами Mercasol. Она улучшает антигравийную защиту, может окрашиваться, экологична и термоустойчива. Кроме того, она поможет создать идеальный «музыкальный салон» для водителей-меломанов.

Что еще сказать о Sound Stop? Полагаем, на сегодня достаточно. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот мы и намерены увидеть, посетив в ближайшее время СТОА «НИКОРАВТО», где работают с этим материалом. Увидим – и тогда продолжим наш рассказ. До встречи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.