Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Янв 15, 2016 в ТРАНСМИССИЯ | Нет комментариев

JB — для коробок и мостов

jbГамма продукции JB German Oil не ограничивается моторными маслами. Изучая ассортимент фирмы, мы встретим антифризы, которые можно также найти здесь, тормозные жидкости, консистентные смазки и, конечно же, трансмиссионные масла. Они-то и станут предметом сегодняшнего разговора.

Задачи

Когда глава компании JB German Oil Юрген Баумгартен решил заняться производством «трансмиссионки», за его плечами стоял большой опыт выпуска моторных масел. Об опыте спортивном говорить не будем — это само собой разумеется. Кроме того, в распоряжении босса были высококлассные инженеры, аккуратные лаборанты и опытные заводские технологи.

Как всегда, работа началась с постановки задачи. Итак, узлы и агрегаты трансмиссии… Зубчатые передачи и подшипники в них чаще всего смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. В некоторые сложные узлы масло подается принудительно.

Удельные давления в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач достигают очень больших величин. Но особенно они велики в передачах гипоидных, где оси шестерен смещены друг относительно друга. Значит, надо уделять особое внимание прочности масляной пленки.

Скорости относительного скольжения зубьев шестерен также лежат в широких пределах. Трансмиссионное масло должно быть сконструировано так, чтобы эти скорости не влияли на целостность масляной пленки.
Температура трансмиссионного масла колеблется от –50 ?С (Юрген уже тогда помнил о России с ее сибирскими морозами!) до 200 ?С при интенсивной работе. Однако в точках контакта зубьев могут возникнуть локальные перегревы, грозящие задирами и питтингом. Значит, необходим своевременный отвод теплоты из зоны контакта.

Кстати, о температуре. Трансмиссионным маслам, как и моторным «коллегам», надлежит не разжижаться при высоких температурах и не слишком загустевать на морозе — иначе стронуть шестерни будет нелегко. Иными словами, «трансмиссионка» должна иметь определенный индекс вязкости.

Так, шаг за шагом, были сформулированы требования к трансмиссионным маслам JB German Oil:

• обеспечение требуемого КПД трансмиссии, снижение трения и энергетических потерь;
• защита пар трения от износа, задиров, питтинга;
• отвод теплоты от рабочих поверхностей;
• снижение шума и вибрации, предохранение пар от ударных нагрузок за счет уплотнения зазоров между трущимися поверхностями;
• защита конструкционных материалов от коррозии, удаление продуктов износа из зон трения.

«А теперь, — подытожил Баумгартен, — займемся рецептурой, господа химики. А потом очередь за вами, господа технологи.»

«Механика»

Сразу скажем, что трансмисионные масла фирма JB German Oil сделала. Качественные и современные. Если говорить о линейке для механических КПП, то ассортимент таков:

• синтетическое масло Hypoid-Getriebeol HAF-SX GL-5 SAE 75W-90;
• синтетическое масло Hypoid-Getriebeol GAF-TS API GL-4/GL-5 SAE 75W-90;
• полусинтетическое масло Mehrzweckgetriebeol GL-4, SAE 75W-90;
• минеральное масло Mehrzweckgetriebeol GL-4, SAE 80W, 85W-90 и 80W-90.

Можно выбирать сообразно марке автомобиля и, что немаловажно, кошельку. Правило знакомое: «синтетика» дороже «полусинтетики», а последняя дороже «минералки». Впрочем, в сравнении со многими конкурентами продукция Юргена Баумгартена при равном качестве несколько дешевле. Почему так?
Как и в случае с моторным маслом, стоимость товарного трансмиссионного продукта во многом определяет цена пакета присадок. В его состав входят противоизносные, противозадирные, антиокислительные, противопенные, антикоррозионные, вязкостные и другие присадки.

Вот характерный пример. В тяжелонагруженных зубчатых парах традиционные загустители быстро перемалываются и срабатываются, и масло теряет вязкость. Ясно, что здесь необходимы особые, стойкие к механическим воздействиям загущающие присадки. Какие именно?

И тут уж каждая фирма начинает «колдовать» по-своему, тщательно засекречивая рецептуру. Есть свои секреты и у Юргена Баумгартена. Знать их нам не обязательно – важнее результат. А он таков: отменное качество масла при умеренной цене. Вот что значит know-how.

Благодаря сбалансированному пакету присадок «трансмиссионку» меняют гораздо реже моторного масла — примерно через 75-150 тыс. км пробега. Либо, если машина эксплуатируется не регулярно, раз в три-пять, а то и раз в семь лет.

Перед нами канистра с надписью Hypoid-Getriebeol GAF-TS API GL-4/GL-5 SAE 75W-90. С аббревиатурой API все понятно — это классификация Американского института нефти. Чаще всего применяются продукты групп GL-4 и GL-5: первые — в цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах при умеренной эксплуатации; вторые – в гипоидных передачах при жесткой спортивной езде.

Значит, масло JB GL-4/GL-5 можно применять в механических коробках передач, а также в спирально-конических и гипоидных передачах задних мостов — причем при любых условиях эксплуатации.

Маркировка SAE 75W-90 говорит о том, что в канистре — «всесезонка» с довольно широким температурно-вязкостным диапазоном. Ну а догадаться, что Hypoid-Getriebeol GAF-TS означает «гипоидное трансмиссионное масло» можно и без знания стандартов. Что касается надписи GAF-TS — это обозначение продукта по внутреннему стандарту JB German Oil.

«Автоматика»

Аббревиатуру ATF (Automatic transmission fluids) знают все — именно так обозначают масла для АКПП зарубежные производители.

Автоматические коробки намного сложнее механических. В их состав входят разнообразные узлы: редуктор, гидротрансформатор, система управления. ATF призвана не только смазывать и охлаждать детали, но и служить рабочим телом при передачи крутящего момента.

Есть ли ATF в ассортименте JB German Oil? Да, есть: достаточно назвать продукт ATF DEXRON IID или ATF III. В каких же условиях приходится работать этим жидкостям?

Жестких связей с двигателем в автоматической трансмиссии нет. Поэтому динамические нагрузки здесь меньше, чем в «механике». Температура масла в АКПП колеблется от 80 до 95 °С, поднимаясь в теплое время года до 150 °С. Впрочем, на ее рост влияет еще один фактор: ATF снимает с двигателя избыточную мощность, переводя ее в работу трения между слоями масла.

При формировании пакета присадок для ATF приходится учитывать ее интенсивное перетекание в гидротрансформаторе. Это вызывает аэрацию жидкости и, как результат, — обильное пенообразование, что грозит окислением ATF, а также коррозией деталей АКПП.

Теперь о конструкционных материалах. В автоматической коробке мы встретим пары «сталь-сталь», «сталь-бронза», «сталь-металлокерамика» и другие сочетания. Такое разнообразие затрудняет подбор антифрикционных присадок к ATF. Кроме того, разнородные материалы образуют гальванические пары, усиливая коррозионный износ деталей.

Но самое интересное в другом. Требования к вязкости рабочего тела, передающего крутящий момент, диаметрально отличаются от требований к вязкости трансмиссионного масла. Для нормальной работы гидротрансформатора нужна низкая вязкость, а для смазывания шестерен — высокая. И как прикажете это совмещать?

Но инженеры JB German Oil со всеми перечисленными трудностями справились, подобрав оптимальную композицию присадок. Так, жидкость нового поколения ATF III аттестована по спецификациям DEXRON III/DEXRON IIE, MERCON, MB 236.1, VW и многим другим.

На всякий случай поясним: DEXRON соответствует требованиям, предъявляемым к автоматическим трансмиссиям General Motors, а MERCON — к трансмиссиям Ford. Сокращения MB и VW, надеемся, расшифровки не требуют.

Перепутать жидкости ATF JB German Oil с трансмиссионными маслами невозможно — они, как и «коллеги» от других производителей, окрашены в приметный красный цвет. В ближайшее время мы продолжим рассказ о продукции компании JB German Oil.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *