Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Июн 5, 2015 в ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | Нет комментариев

Чудеса на виражах. Разговор о дороге

rallyЗа множеством разговоров об автомобилях как-то незаслуженно забыли о том, по чему мы на них ездим. Именно так, не почему, а по чему…

Толковые словари дают довольно бестолковые объяснения о том, что дорога есть полоса земли, предназначенная для передвижения людей и транспорта. В России термин «дорога» даже закреплен законодательно (лучше бы качество закрепили!).

Если вы еще не уснули, давайте сразу перейдем к делу. К черту подробности и набившие оскомину поговорки про две беды! Мы будем говорить о дорогах спортивных, предназначенных для выжимания максимального количества адреналина из постоянно закипающей крови любого спортсмена, а точнее спортсмена-универсала, ведь речь пойдет, конечно, про ралли!

Зима или лето, снег, лед или гравий?

Любой раллист тем и отличается от спортсмена-кольцевика, что ему, по большому счету, все равно на каком покрытии гоняться. Большинство раллистов недолюбливают именно асфальт, считая его скучноватым, хотя и небезынтересным покрытием. Не умаляя достоинств асфальтового покрытия трасс, мы все-таки не станем говорить о нем. Для этого понадобилась бы отдельная статья, которая, скорее всего, стала бы самой скучной статьей номера из-за количества однообразных фотографий и вычурных терминов. Самое интересное и любимое покрытие для раллиста — гравийная дорога.

Что сделать в автомобиле, чтобы он смог?

Главное — гравийные подвески. И не забудьте поменять шрус внутренний заменить наружный, если он пришел в негодность. Фантастическая война производителей уже давно закончилась вничью: ни один из них так и не смог сделать идеальной подвески для гравия, столь сложным оказалось покрытие. И главное здесь — амортизаторы, имеющие не только регулировки по скорости сжатия и скорости отбоя (возврата), но и специальные выносные резервуары для увеличения количества рабочей жидкости без увеличения размеров амортизатора. Количество регулировок поражает воображение, порождая и количество сложностей в настройке. В некоторых моделях гравийных амортизаторов есть даже клапаны, предотвращающие перетекание жидкости в случае переворота автомобиля на крышу! Это чтобы просто перевернули обратно и сразу поехали дальше, ведь «крыша» еще не означает прекращение гонки, столь прочен раллийный автомобиль…

Важная часть спортивного автомобиля — защита днища. Моторный отсек защищен толстым слоем композитного материала, изготавливаемого только профессионалами высокого класса (от этого зависит прочность и вес конструкции). Рычаги подвески также защищены, но уже мягким и податливым пластиком (здесь важно сохранить гибкость материала). Ставится защита на все ключевые элементы автомобиля, например на задний редуктор. Днище спортивного автомобиля стремятся сделать как можно более ровным, чтобы выступающие детали не цеплялись за камни. Нужно также обратить особое внимание, и при необходимости заменить сальник внутреннего шруса — иначе он даст о себе знать в дороге.

Отдельная история — гравийные шины. Не пытайтесь быстро ехать по гравию на гражданских шинах. Они не выдержат и десятой доли тех нагрузок, к которым подготовлена специальная раллийная резина. Усиленные боковины, многослойный протектор со специальным рисунком и сложным, неоднородным составом резины… Производители спортивных шин тратят долгие годы и огромные средства на разработку своей продукции. Именно поэтому стоимость одной шины (без диска) может доходить до 13-15 тысяч рублей.

Что больше всего не любят раллисты на дороге?

Ответ прост— колею. Именно колея зачастую оказывает наибольшее влияние на результат. Большинство скоростных участков проходится спортивными автомобилями не один, а два раза. Но и одного проезда нескольких десятков спортивных автомобилей достаточно для того, чтобы в поворотах появилась глубокая колея, иногда превышающая все разумные пределы.

На некоторых трассах из дороги начинают «выплывать» камни. Иногда они становятся причиной того, что нужно заменить пыльники при замене шруса — настолько губительно их воздействие. Иногда эти камни достигают столь внушительных размеров, что не сразу верится, что они «живут здесь».

Спортсмены-раллисты считают, что по гравию лучше всего ехать не первым, а третьим или четвертым по порядку. Тогда становятся хорошо видны следы от нескольких предыдущих спортивных автомобилей, их траектории, с которых колесами убран мелкий и скользкий гравий. История знает великое множество примеров потери огромного количества времени из-за старта в начале гоночного списка, хотя бывают и исключения из этого правила.

А вот ехать после нескольких десятков раллийных автомобилей, зачастую становится проблематично по другой причине — появление колеи сильно замедляет прохождение поворотов и делает нестабильным поведение автомобиля на прямых участках.

В колее поведение автомобиля мало предсказуемо, а попадание на высокой скорости в рыхлую отработку (выброшенную из колеи землю и гравий) наиболее опасно из-за резкого повышения сопротивления движению.

Ошибочно полагать, что гравийные дороги не надо готовить к гонкам. Опытные организаторы соревнований не только тщательно грейдируют раллийные дороги, но и восстанавливают их после окончания ралли.

Какие дороги особенно любимы?

В современном российском ралли сложно определить, дороги какого спортивного региона наиболее любимы. Трехмерная Карелия в последнее время стала сдавать лидирующие позиции из-за частого повторения одинаковых спецучастков и ухудшения покрытия. Псковские дороги хороши, но слишком прямые и из-за этого слишком быстрые. Жаркое южное Гуково (Ростовская обл.) в дождь становится слабо проходимым. Уральские карьеры считаются слишком жесткими, с опасными острыми каменными обочинами, шины не пробивает только тот, кто никуда не едет. Новороссийские дороги, раньше считавшиеся погодонезависимыми, в прошлом году доказали обратное: после недельных дождей, трассу пришлось сильно сокращать из-за размытых дорог.

Но, несмотря на недостатки, каждая из этих трасс любима спортсменами. Каждая индивидуальна и не похожа на другие. И каждая трасса требует максимальной собранности и отдачи, максимального выброса адреналина в кровь, высочайшего мастерства, без которого не бывает побед.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.