Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Фев 28, 2014 в СЛОВАРЬ | Нет комментариев

Асфальтовые ковбои

1Рецепт сведения с ума любого фаната дальнобойных тягачей достаточно прост. Возьмите несколько тысяч километров хайвэев, окуните их в характерный пейзаж («Goodbye, Америка, о, где я не был никогда…»), приправьте блюзами и кантри-музыкой, для пущего колорита добавьте парочку шерифов — таких же, как в фильмах «Конвой» и «Лихорадка на белой полосе», — и, наконец, густо пересыпьте магистральными тягачами. Не забудьте, что они должны сверкать хромом и никелем, иметь длинный «нос», задранные к небу трубы выхлопа и здоровущие топливные баки. К грузовикам из США мы еще не раз вернемся, а пока — небольшой обзор, посвященный таким машинам.

ДУХ ТРАССЫ

«Внимание всем! Перед выходом 257 смоки».

«Десять-четыре, я иду ниже двойных никелей».

«Десять-сто с термосом впридачу, ребята! Я тут делаю сальто-мортале с молотком в воздухе до самого Эл-Эй. Увидимся позже…»

Эти шифрограммы — не что иное, как переговоры американских дальнобойщиков по Си-Би-радиосвязи. Жара, раскаленная трасса, одна рука лежит на руле, в другой — микрофон Си-Би-рации, включенной на 19-м канале (канал «общения»), над кабиной покачивается «Big Mama» — длинная антенна. Радиосвязь помогает скрасить одиночество на тысячекилометровых расстояниях, предупредить о радарах, внезапном взвешивании автопоездов на мобильных весах, которого тракеры боятся как огня… При этом сформировался весьма колоритный сленг радиообмена. Кое-что из этого сленга пришло от радиолюбителей, но многие выражения понятны только самим дальнобойщикам. А приведенный разговор расшифровывается примерно так: «Внимание всем! Перед съездом с трассы № 257 полицейский с радаром».

«Слышу тебя хорошо, я сбавил скорость до 55 миль в час».

«Ребята, я еще не сошел с ума, так гнать со своей цистерной! Я потихоньку еду до Лос-Анджелеса. Увидимся позже».

В США дальнобойщики разделяются на тех, кто работает в фирмах-перевозчиках, и индивидуалов, для которых машина больше, чем транспортное средство. Это нечто вроде дома и любимой игрушки одновременно: максимум
комфорта, плюшевая обивка, микроволновая печка, куча декоративных «наворотов». Кстати, нередко вместе с тракера-ми-индивидуалами путешествуют их жены…

КЛАСС 8

Весь парк американских грузовиков поделен на восемь классов: к первому относятся маленькие пикапы и фургончики, а к восьмому — строительные машины, автогидроподъемники и трехосные магистральные тягачи полной массой 15 тонн и выше.

На всех федеральных хайвэях принята полная масса пятиосного автопоезда — 36 тонн (по традиции здесь тягач трехосный, а трейлер — двухосный), нагрузка на переднюю ось — 5,4 т, на тележку-тандем — 15,3 т. Ограничения по длине касаются только полуприцепа, поэтому в США популярны капотные тягачи. Устройство таких машин проще, при ремонте не надо откидывать кабину. Кроме того, «крокодилы» надежнее, аэродинамичнее, комфортабельнее (в кабине отсутствует кожух двигателя и водитель не сидит над передней осью), наконец, безопаснее при лобовых столкновениях. Сегодня 89,9% парка тяжелых тягачей в Америке составляют именно «крокодилы», 8,7% — бескапотные машины, а остальные — «ни рыба, ни мясо» (например, старый Mack, у которого кабина водителя, как на БелАЗе, смещена вбок относительно двигателя и капота).

Каждый тягач строится по индивидуальному заказу, так же как и подъемная техника в Москве, причем большинство «грузовых» фирм самостоятельно делает только раму, кабину и переднюю ось; все остальное надо заказывать из толстенного каталога.

Наиболее распространенная мощность двигателя — 350 л. с, а КПП, как правило, несинхронизирована и имеет 9 передач.

На первый взгляд, это несколько странно: неужели «короли трасс» слабее, чем западноевропейские машины с моторами мощностью 400—500 л. с. и 16-ступенчатой коробкой? Все объясняется просто. В Европе дороги холмистые, а хайвэи имеют подъемы не более 6%; соответственно, «штатовским» тягачам нужны иные характеристики. Впрочем, встречаются машины с 15 передачами и 460-сильным мотором: «механическая мечта», как говорят американцы. Еще несколько характерных деталей: электросистема рассчитана на напряжение 12 вольт, кабина чаще всего выполняется из алюминия, в последнее время все больше применяется АБС в тормозной системе.

А теперь — пробежимся по наиболее популярным маркам.

FORD

Ford и есть Ford — что легковой, что грузовой. Папаша Генри построил первый грузовик с двухцилиндровым мотором в 1905 году; за ним последовала грузовая версия знаменитой модели Т. А в конце двадцатых годов появилась «полуторка» Ford AA — та самая, что в лицензионном исполнении называлась ГАЗ-АА…

В 1991 году стартовали комфортабельные и обтекаемые модели АеrоМах. Взглянитe на фотографию, где изображен АеrоМах 120 в исполнении Hard Runner («усердный бегун»). Впечатляет?

FREIGHTLINER

Его подробную историю мы уже публиковали, а сейчас упомянем лишь, что фирму основал в 1940 году Леланд Джеймс, одержимый идеей создания грузовиков с алюминиевыми компонентами. Под руководством концерна Mercedes (к нему фирма отошла в 1981 году), Freightliner стал звездой первой величины: он отхватил себе почти четверть рынка «дальнобойщиков» США! Новая модель Classic XL, которая выглядит пришельцем из 60-х годов (стиль ретро нынче в моде), считается самым длинным капотным тягачом Америки…

INTERNATIONAL

Одна из крупнейших грузовых фирм Америки, Navistar International, стоит в «табели о рангах» класса 8 сразу за лидером — Freightliner; кроме тягачей, здесь выпускают школьные автобусы, развозные фургончики… А началось все с обычных сельскохозяйственных жаток, которые делала фирма International Harvester (Harvester — это и есть жатка) на рубеже веков, и грузовичка для фермеров образца 1907 года. С тех пор утекло немало воды, название фирмы сменилось на Navistar («Путеводная звезда»), но грузовики по-прежнему носят имя International.

KENWORTH

Гарри Кент и Эдгар Уортингтон долго работали в автомобильной фирме (Gersix. Дела фирмы шли кое-как, поэтому в 1927 году приятели решили начать собственное дело — и назвали фирму Kenworth, соединив первые части своих фамилий. В 1944 году группа PACCAR (Pacific Car & Foundry) купила фирму, и «кенни» взял курс на тяжелые машины.

Сегодня Kenworth и его собрат Peterbilt стоят дороже соперников из-за поистине колоссальной надежности..

MACK

Эта фирма — ровесник века. Братья Мак вначале выпускали автобусы, а первые грузовики были построены в 1918 голу для британской армии. Англичане, поглядев на туполобую кабину с как бы приплюснутой радиаторной решеткой, прозвали машины «бульдогами».

С тех пор так и повелось. Mack верен «бульдожьему» облику машин, а бойцовая собака стала неизменным символом фирмы.

Ныне Mack принадлежит фирме Renault и единственный из производителей делает все без исключения агрегаты для своих капотных и бескапотных машин.

MARMON

Когда-то под этой маркой выпускались классные легковые машины, способные противостоять на рынке самым аристократическим моделям. «Легковое» производство было свернуто в 30-х годах, и предприятие перешло к выпуску грузовиков. Ныне маленькая техасская фирма в официальных списках производителей прячется в рубрике «прочие» и выпускает около 400 капотных седельных тягачей в год.

PETERBILT

Название Peterbilt происходит от фамилии основателя Петермана и сокращенного слова Built, «построенный». Словом, грузовики, построенные Петерманом: «Люблю тебя, Петра творенье…»

Петерман перед самой войной, в 1939 году, прибрал к рукам разорившуюся компанию Fageol, которая выпускала тяжелые грузовики. Через десять лет Peterbilt проглотил еще одну «грузовую» фирму — McDonald Truck & Manufacturing, а еще десять лет спустя его самого «слопал» уже упоминавшийся концерн PACCAR.

Peterbilt или Pete («Пит»), как его зовут водители, олицетворяет «ковбойский дух» Америки. Вот это для мужчин: полутораметровый капот, сверкающие трубы и баки, немного архаичный силуэт…

VOLVO

Еще несколько месяцев назад мы бы написали White GMC — но шведы, которым принадлежит фирма, в июле избавились от этого имени. А жаль — White имеет нe менее богатую историю, чем Kenworth или Mack… Компания White Sewing Machine (нечто вроде «машин для белошвеек») была основана в 1901 году, а в 1910 году был построен первый бензиновый грузовик.

Сейчас главная задача фирмы, в программе которой две модели капотных тягачей и один «бескапотник», — внедрение шведского двигателя D12A с электронным управлением и четырьмя клапанами на цилиндр. Правда, неизвестно, полюбят ли его американские тракеры, привыкшие к отсутствию электроники…

WESTERN STAR

После основания в 1967 году фирма называлась White Western Star и строила, прежде всего в Канаде, грузовики, аналогичные «чистокровным» White. После того, как фирма White отошла к Volvo, Western Star обрел независимость.

Нынешний лозунг канадцев — «не числом, а умением». Объем выпуска невелик, зато машины — а это только капотные тягачи — могут тянуть даже 160-тонные автопоезда и очень популярны на лесозаготовках.

Сейчас Америка переживает бум магистральных тягачей: только Freightliner продал с января по июнь этого года 21500 тягачей, почти на 5000 машин больше, чем за тот же период прошлого года. Сами модели обновляются редко, но все время идет борьба за снижение собственной массы и расхода топлива, разрабатываются все более просторные «спальники»…

Срок службы этих грузовиков — не менее 20 лет. Что же происходит с подержанными машинами? Оказывается, их фирмы-перевозчики регулярно сдают на стоянки дилеров, а взамен, с небольшой доплатой, получают новые. В результате хорошие машины 1988—89 годов выпуска можно приобрести за $8000-40000, в зависимости от их популярности на рынке.

Именно такие тягачи (в основном бескапотные) уже прибывают в Россию: за последнюю поездку Москва-Питер и обратно я насчитал на трассе не менее десятка американских машин с российскими номерами…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *