Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Мар 5, 2016 в СИСТЕМА СМАЗКИ | Нет комментариев

Что дает нам спортивное масло?

gulf

На российский рынок пришло масло Gulf Racing SAE 5W-60 со спортивной родословной. Причем родословной элитной: на этом масле «гонялись» болиды Формулы-1.

Изучаем техническое описание, рекламные материалы, смотрим видеоролик — нам предлагают прекрасный современный продукт, купить который можно в интернет-магазине http://autoprotect.com.ua/catalog/motornoe_maslo_avto/liqui_moly/f-25_87/index.html. В нас видят европейцев, ездящих на хороших автомобилях! Но искушенный читатель может задать вопрос: что нам спорт? Мы не братья Шумахеры. Гонки — это одно, а ежедневная эксплуатация — совсем другое.

Некоторая доля скептицизма бывает полезной. Действительно, спорт и быт похожи мало. Давайте пообщаемся с оппонентом. Глядишь, вместе и найдем истину.

Жизнь спортивного мотора — сплошной экстрим. Бешеные обороты, запредельные нагрузки, перегревы… Как бы вы стали конструировать масло для такого двигателя, уважаемый скептик? Взяли базовое масло… минеральное? Нет, термическая стойкость его недостаточна. Не поедет болид на «минералке», заклинит в километре от первого пит-стопа.

Полусинтетическая база? Тоже не годится, поскольку в нее входят минеральные компоненты. Таких компонентов — до 70% . Они подведут, когда нужно будет «подхлестнуть» мотор, чтобы обогнать очередного соперника.

Значит, полностью синтетическая база? Да, только она годится для нашего спортивного двигателя. Только она обеспечит термическую стабильность, минимальную испаряемость и низкий уровень отложений.
Вот и в документации Gulf Racing читаем, что в данном продукте использовано «три различных типа синтетических базовых масел». Действительно, современная синтетическая база имеет несколько составляющих, каждое из которых отвечает за свое «стратегическое направление».

Рецептура, разумеется, держится в секрете, но кое-что предугадать можно. Например, в базовый состав «синтетики» непременно входят полиальфаолефины. В отличие от минеральной или полусинтетической базы они имеют однородную молекулярную структуру, высокий индекс вязкости и хорошую совместимость с некоторыми присадками.

С некоторыми, но не со всеми. Поэтому для повышения растворяющей способности в базу вводят сложные эфиры карбоновых кислот, диалкилбензолы и прочие вещества, имеющие полярные молекулы. И тогда вся композиция присадок растворяется в базовом масле без проблем. Вот и приоткрыли мы один из секретов Gulf: хорошая совместимость с присадками. Запомним, пригодится.

Кстати, о композиции присадок. Какие именно ингредиенты пакета нужны спортивному мотору? Давайте разбираться. В первую очередь это противоизносные, антифрикционные, противопенные, моющие (зольные детергенты) и диспергирующие присадки.

А прочие присадки? Антиокислительные, предотвращающие старение масла? Антикоррозионные, защищающие детали из цветных сплавов? Противоржавейные, оберегающе детали из сплавов черных? Депрессорные, снижающие температуру застывания масел?

Не нужны они, горячится наш знаток. Жизнь спортивного мотора коротка — «отгонялся», и в ангар. После переборки механики заливают свежее масло — надо ли заботится о предотвращении его старения? Да и детали не успевают пострадать от коррозии. И пуски холодные, сравнимые с теми, что происходят в наших дворах, болидам не грозят. Поэтому пакет присадок у товарного масла должен быть иной, чем у спортивного. Более полный, многофункциональный.

Совершенно верно. Одних только «экстремальных» свойств повседневному продукту недостаточно. Важен срок службы — и немалый. Норматив 50 тыс. км пробега до замены масла для некоторых зарубежных моторов становится обычным явлением.

Поэтому прежде чем выпустить на рынок спортивное масло, его доводят до потребительского уровня. Точно также поступили и с Gulf Racing SAE 5W-60.

И тут наш скептик, потирая руки, задает свой коронный вопрос. Довольно каверзный. Изменение пакета — не ухудшает ли оно бойцовских качеств, приобретенных маслом в спорте? Ведь комплексные требования к маслу – это клубок противоречий. Образно говоря, «лебедь, рак и щука».

Действительно, различные присадки своеобразно и не всегда одинаково взаимодействуют с компонентами базового масла и друг с другом. Специалисты выделяют три случая такого взаимодействия:

• антагонизм (разумеется, он недопустим);
• нейтральное отношение;
• синергетическое взаимодействие.

Что такое синергетическое взаимодействие? Применительно к маслам этот термин означает буквально следующее: действие пакета эффективнее суммы действий отдельно взятых присадок. Ясно, что при создании композиции присадок ведущие производители масел стремятся именно к синергетическому варианту.

Добились синергетического эффекта и создатели масла Gulf Racing SAE 5W-60. Не уронив чести «болидного продукта», они сконструировали «масло на каждый день». И не последнюю роль здесь сыграла совместимость синтетической базы с присадками, о которой говорилось выше.

Разработчики позиционируют свое масло на рынке так (цитируем): «Gulf Racing SAE 5W-60 — синтетическое моторное масло высшего качества, специально разработанное для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями, эксплуатирующимися в экстремальных условиях».

И еще одна цитата, также касающаяся области применения: «…легковые автомобили, легкие грузовики, минивэны и микроавтобусы с дизелями при экстремальных условиях эксплуатации».

Все верно. По классификации API масло Gulf Racing соответствует весьма заманчивым высоким категориям SL/CF, по ACEA — A3, B3. Обе классификации, американская и европейская, подтверждают: перед нами универсальное моторное масло, пригодное как для бензиновых двигателей, так и для дизелей, установленных на легких транспортных средствах. Правда, с одной оговоркой: имеются в виду дизели с разделенной камерой сгорания, о чем свидетельствует категория B3 по ACEA.

Под экстремальными условиями подразумеваются (опять цитируем) «повышенные нагрузки и/или температуры». Это прямое наследие спортивной биографии, гарантирующей прекрасную термическую стабильность, улучшенные вязкостно-температурные характеристики и не менее достойные противоизносные, противозадирные и моюще-диспергирующие свойства.

Да и маркировка SAE 5W-60 говорит о многом. Летний класс вязкости 60 — это не 30 и не 40! С таким маслом можно ехать в Сахару, тянуть по горной дороге груженый прицеп. Надежная смазка будет обеспечена и новому, и «походившему» мотору. Да и в основательно изношенном двигателе-ветеране Gulf Racing поведет себя превосходно. Толстая масляная пленка уплотнит зазоры, прорыв газов будет минимальным, а компрессия высокой — и все за счет высокой вязкости.

Не только повышенные температуры подвластны этому маслу, пониженные тоже. Зимний класс вязкости SAE 5W обеспечит легкий холодный пуск и хорошую прокачиваемость.

Но продолжим изучение документации Gulf Racing. Нам обещано «снижение расхода масла и топлива благодаря усовершенствованным модификаторам трения».

И тут на сцене опять появляется оппонент. И знаете, приводит вполне разумные аргументы. Со снижением расхода самого масла все ясно: этому способствует и синтетическая база, и высокая вязкость. А вот снижение расхода топлива — как это понимать? Масло Gulf Racing не является энергосберегающим. Во-первых, в его маркировке отсутствуют буквы ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy) по API. Нет здесь и обозначений А1/В1 или А5/В5 по АСЕА. Во-вторых, масло с таким летним классом вязкости не может быть энергосберегающим в принципе.

Что мы ему ответим? Никто не утверждает, что Gulf Racing — энергосберегающее масло. Разработчики имели в виду другое. Перечитаем внимательно: «…благодаря усовершенствованным модификаторам трения». Это означает, что новейшие модификаторы снижают трение в цилиндропоршневой группе в условиях граничного режима смазки. Что и способствует некоторой экономии топлива в сравнении с другими спортивными маслами, содержащими модификаторы трения прежних поколений. Вот и все.

Но прежде чем закончить, несколько слов о сфере применения Gulf Racing SAE 5W-60. Пожалуй, для массовых отечественных автомобилей его свойства будут избыточны. Судите сами: АвтоВАЗ требует для своих моторов масел, соответствующих API SG. Это существенно ниже, чем API SL. Впрочем, если есть желание и возможность побаловать свою тольяттинскую любимицу деликатесом — милости просим.
Но главные потребители Gulf Racing — «иностранцы», собранные как за рубежом, так и в России. По мнению российского дистрибьютора Gulf, одной из наиболее перспективных марок является BMW.

Итак, синтетическая база, синергетическая композиция присадок, гармоничное сочетание экстремальных свойств и завидного срока службы — вот что дает нам спортивное масло. И даже наш оппонент-скептик доволен: Gulf Racing можно ездить в очень жаркое лето и в очень холодную зиму.

Визитная карточка брэнда Gulf — оранжевый диск на голубом фоне. Этакий спелый апельсин, за которым — небо. Присмотримся к этому символу повнимательнее. Мы еще не раз встретимся с ним на страницах нашего журнала.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *