Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Сен 26, 2016 в СИСТЕМА ПИТАНИЯ | Нет комментариев

Автомобили с ГБО. MikrideR™ — младший брат «Микаса»

mikrider«НПП ЭЛКАР» известен на отечественном рынке автомобильной электроники уже почти 20 лет. За этот период фирмой создано несколько поколений серийных микропроцессорных блоков управления автомобильными двигателями, применяемых на заводах ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, ЗАЗ.

Последняя разработка коллектива — блок «Микас 12» управления двухтопливным двигателем, позволяющий ему работать как на бензине, так и на газе (пропан-бутане или метане). Блок сертифицирован под требования Правил № 67-01 и №110 ЕЭК ООН и планируется к выпуску в составе автомобилей экологического класса 4.

Однако наряду с упомянутым 12-м блоком «НПП ЭЛКАР» впервые подготовил изделие для реализации на вторичном рынке. Это — контроллер для так называемой подчиненной системы управления газовым питанием. Он получил название Микрайдер (MikrideR™). На вопросы нашего корреспондента Георгия Боброва отвечает руководитель проекта ООО «НПП ЭЛКАР» Павел Теремякин.

— «НПП ЭЛКАР» позиционируется на рынке как разработчик изделий для серийной поставки на автозаводы. Чем обусловлена необходимость разработки «непрофильного» изделия?

— Для этого есть несколько причин. Первая — это достаточный опыт, накопленный в ходе работ по базовому изделию — двухтопливному блоку управления «Микас 12» для поставки на конвейер, прежде всего автозавода ГАЗ. Вторая — рынок автомобильных компонентов является в настоящий момент одним из самых жестких в отношении конкуренции. И мы ищем новые пути расширения номенклатуры изделий, увеличения объемов производства. Развитие газовой темы — одним из таких путей, наиболее близкий нам идеологически. Ведь, по существу, система управления газовым питанием отличается от бензинового незначительно, хотя и есть своя специфика. Третья причина — объем потребления двухтопливных блоков серийными заводами в ближайшей перспективе сравнительно небольшой. Однако подготовка производства этих блоков стоит существенных финансовых затрат, и их выпуск может быть рентабельным лишь при массовом производстве. Микрайдер имеет тот же корпус, разъем и большую часть номенклатуры электронных компонентов, что и «Микас 12», поэтому освоение его выпуска поможет, с одной стороны, снизить издержки производства, а с другой — позволит начать развивать новое направление, ориентированное на вторичный рынок изделий и услуг.

— Рынок автомобильных газовых компонентов, в том числе электроники, в настоящий момент перенасыщен предложениями. Какое место на нем планирует занять «НПП ЭЛКАР»?

— Специфика рынка газовых компонентов в России, на наш взгляд, заключается в многообразии представленных брендов, часто не соответствующих сегодняшним требованиям надежности и безопасности, значительной доле «гаражных» установок ГБО с низким качеством монтажа оборудования и почти отсутствием объективных результатов эксплуатационных испытаний газобаллонных автомобилей, в том числе испытаний на ресурс. На фоне последнего обстоятельства отличить качественное изделие на рынке газовых компонентов от заведомо слабого достаточно сложно, а отрицательные последствия его применения, даже несмотря на применяемую продвинутую электронику, могут надолго подорвать доверие к самой идее газобаллонного автомобиля.

Учитывая, что контроллер является составной частью установочного комплекта ГБО, мы провели всесторонний анализ основных газовых узлов наиболее надежных, на наш взгляд, производителей, с целью последующего использования в установочном комплекте с блоком Микрайдер. Изучалось прежде всего то газовое оборудование на автомобиль, которое влияет на технические показатели двигателя и их стабильность в эксплуатации при работе на газе: газовый редуктор-испаритель, газовая рампа, форсунки, датчики давления и температуры газа, газовый фильтр. При этом проводились прямые консультации с производителями изделий и собственные исследования, если возникали какие-либо спорные вопросы. Формируя комплект, мы ориентируемся прежде всего на владельцев бюджетных автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Однако в погоне за низкой ценой нельзя переходить границу, за которой эксплуатация такого «бюджетного» комплекта становится головной болью для владельца автомобиля. Именно поэтому мы предлагаем весь установочный подкапотный комплект газового оборудования с контроллером, который уже ориентирован (откалиброван) на функционирование в составе определенной марки автомобиля. В этом случае при установке комплекта минимизируется сам процесс «свободного творчества» установщика, сокращаются трудозатраты при сборке, гарантируются показатели автомобиля. Основная наша задача — обеспечить высокое качество комплекта по приемлемой цене. И здесь у нас, как у разработчика электроники, широкие возможности комбинировать.

— В чем особенность контроллера и комплекта ГБО от «НПП ЭЛКАР», помимо низкой цены?

— Отличительная особенность нашего контроллера заключается как в разработанных оригинальных аппаратно-программных решениях, благодаря которым он отвечает всем современным требованиям Правил 115 ЕЭК ООН, включая требования к бортовой диаг­ностической системе, так и в возможности реализации дополнительных функций управления, например оптимизации характеристик зажигания при работе на газовом топливе. Программное обеспечение контроллера разработано на базе собственных исследований работы двигателя на газовом топливе и с применением современных методов моделирования. Для оценки адекватности моделей проводились всесторонние испытания как собственно контроллера, так и всей системы в составе двигателя и автомобиля с использованием современной экспериментальной базы: стендов с беговыми барабанами и газоаналитическим комплексом, холодильной камеры для испытаний автомобилей и двигателей, моторных стендов с набором измерительной аппаратуры, стендов по испытаниям топливной аппаратуры и т.п. Для регистрации и обработки параметров при испытаниях применяется специальный аппаратно-программный инструментарий. Еще одна особенность блока — это возможность диагностики с помощью широко известного диагностического сканера АСКАН с соответствующим программным модулем. Сканер подключается к штатной автомобильной диагностической колодке. Это позволяет одним прибором диагностировать как базовый блок, так и блок подчиненной системы управления, что снижает затраты на обслуживание.

Особое внимание в комплекте уделяется качеству электрических соединений. Широко известно, что в большинстве установочных комплектов, в угоду универсальности, предлагается жгут проводов (полуфабрикат), предусматривающий подключение к автомобильной проводке на скрутках. В состав наших комплектов входят законченные жгуты проводов с электрическими соединителями, ориентированные на конкретную модель автомобиля с качественной заводской заделкой проводников, с подробной инструкцией по подключению. Все это обеспечивает надежность электрических подключений элементов системы, снижает вероятность отказов в эксплуатации.

Если говорить об особенности комплекта, то в нем отражен наш идеологический подход: это не набор «умелые руки» для установщика, а законченное готовое серийное изделие, со всеми документами, не допускающее свободных трактовок по монтажу и настройке для объекта повышенной опасности, каким является современный автомобиль. На наш взгляд, именно такой, можно сказать, заводской подход к переоборудованию автомобиля, должен превалировать в будущем.

— Обычно производители газовой электроники предоставляют установщикам широкие возможности настроек контроллера посредством специализированного программного пакета, устанавливаемого на PC. Существует ли подобный продукт у «НПП ЭЛКАР» и планируете ли вы развивать это направление?

— Как показывает анализ ситуации и опыт работ, большинство установщиков используют лишь небольшую часть возможностей настройки, да и то в случае изменения номенклатуры элементов комплекта ГБО, или если отсутствует опыт установки комплекта для автомобиля данной марки. В основном процедура установки завершается после проведения теста настройки в автоматическом режиме с последующей проверкой полученных параметров в контрольных точках работы двигателя на дороге. Если параметры выходят из допустимого диапазона, то установщик корректирует настройки, достигая необходимого компромисса. В конечном счете преследуется основная цель: базовый блок управления двигателем не должен «видеть» подмены топлива и при этом автомобиль должен отвечать требованиям комфортности управления и безопасности в самом широком смысле этого слова. Однако если все особенности базового (бензинового) блока управления и самого автомобиля досконально известны (напомним, что в нашем случае их разработчик — тот же «НПП ЭЛКАР»), а компоненты ГБО в комплекте оговорены, то начальные значения параметров в калибровках управления не требуют корректировок. Кроме того, особенность программного обеспечения БУ Микрайдер заключается в так называемом «мягком» первом переключении на питание газом с автоматической тонкой настройкой параметров в начале самой эксплуатации автомобиля.
То есть традиционной настройки блока не требуется. Тем не менее для продвинутых пользователей или просто для любителей покопаться в настройках предлагается программный пакет с самыми широкими возможностями изменений и контроля параметров управления.

— С момента публикации в нашем журнале статьи, посвященной сертификации комплектов ГБО, прошло почти два года. Меняется ли ситуация?

— Несомненно, как говорится, «процесс пошел», и это видно как на примерах предлагаемых на рынке новых модификаций импортных «газовых» блоков управления или (и) их программного обеспечения, так и в области нормативных документов: в РФ с сентября 2010 года начал действовать Регламент по безопасности колесных транспортных средств, в котором указана необходимость выполнения требований Правил 115 ЕЭК ООН (напомним, раньше действовали требования ОСТ 37.001.653-99). К настоящему моменту на нашем рынке отсутствуют отечественные подчиненные системы, сертифицированные в составе автомобилей под эти требования. Да и большинство зарубежных систем в отношении отечественных автомобилей такими сертификатами обзавестись не успели. По-видимому, на этот процесс влияет и более жесткая позиция Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое в связи с принятием нового Регламента уделяет более пристальное внимание качеству работы сертификационных центров и аккредитованных лабораторий.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.