Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Май 10, 2013 в РАЗНОЕ | Нет комментариев

Внедорожник или «подорожник»?

Land Rover Defender 110 1999 года — типичный внедорожник: пружинная зависимая подвеска всех колес, лонжеронная рама, клиренс — 210 мм, блокируемый межосевой дифференциал, 5 передач

Land Rover Defender 110 1999 года — типичный внедорожник: пружинная зависимая подвеска всех колес, лонжеронная рама, клиренс — 210 мм, блокируемый межосевой дифференциал, 5 передач

Число легковых моделей со всеми ведущими колесами за последние годы резко возросло. Казалось бы, количество дорог с твердым покрытием во всем мире постоянно увеличивается, и нужда в полноприводных автомобилях должна пойти на спад. Но не тут-то было…

Всякий внедорожник имеет колесную формулу 4×4. Однако это вовсе не значит, что все полноприводные автомобили — внедорожники. Между прочим, у трамвая тоже все колеса являются ведущими…

Четыре черты «проходимцев»
Внедорожники ведут происхождение от армейских машин, для которых за долгие годы установились определенные технические требования. Для движения по грунту, грязи, снегу или песку прежде всего надо иметь достаточно большой дорожный просвет (клиренс). У типичных внедорожников его величина — в пределах 180 — 220 мм. Для преодоления препятствий желательны большие углы въезда и съезда. Стало быть, передний и задний свесы кузова лучше всего сделать минимальными. Езда по бездорожью, где сцепление колес с почвой низкое, сделала неизбежностью применение шин с развитыми грунтозацепами — своеобразных гигантских резиновых «шестерен».

BMW X5: несущий кузов, независимая подвеска всех  колес, клиренс —180 мм,  постоянный привод на все колеса, электронный контроль тягового усилия

BMW X5: несущий кузов, независимая подвеска всех
колес, клиренс —180 мм, постоянный привод на все колеса, электронный контроль тягового усилия

По сравнению с обычным дорожным автомобилем внедорожник работает в более экстремальных условиях, поэтому иногда (на крутых подъемах, например) ему может не хватать тягового усилия. Чтобы решить эту проблему, в его трансмиссию включают демультипликатор — дополнительную двухступенчатую коробку передач с понижающей ступенью. Она позволяет примерно в полтора раза расширить диапазон тяговых усилий и вдвое увеличивает количество передач. Обычно демультипликатор объединяется с раздаточной коробкой — редуктором, который распределяет крутящий момент между передними и задними ведущими колесами.

Перечисленные здесь особенности — обязательный и необходимый комплект для внедорожника. Как видим, их минимум четыре. Для пущего улучшения проходимости часто используют и блокировки дифференциалов, как межосевого (его называют еще и центральным), так и межколесного. Некоторые конструкторские школы склонны к применению на внедорожниках независимой подвески всех колес.

Honda CR-V -типичный «паркетник»: несущий кузов, независимая подвеска всех колес, клиренс —170 мм, отключаемый привод на задние колеса, 5 передач

Honda CR-V -типичный «паркетник»: несущий кузов, независимая подвеска всех колес, клиренс —170 мм, отключаемый привод на задние колеса, 5 передач

«Паркетые» внедорожники
Относительно недавно мир узнал необычную разновидность полноприводных автомобилей, которые почти сразу получили ироничное прозвище «паркетные джипы» или кроссоверы. Так чем отличается кроссовер от внедорожника? По проходимости эти машины сильно уступают «полнокровным» внедорожникам, и по своей конструктивной сути они ближе все-таки к обычным легковым автомобилям. Это своего рода промежуточная категория легковых автомобилей с колесной формулой 4×4. В отличие от истинных полноприводников модели этой переходной категории могут не иметь большого клиренса и понижающей передачи в «раздатке». Их кузова — чаще всего универсалы, причем, как правило, несущей конструкции, в то время как у полноценных «проходимцев» до последнего времени преобладали лонжеронные рамы, эту традицию нарушили только Mitsubishi Pajero последнего поколения и новый Range Rover. «Паркетники» имеют поперечное расположение двигателя, и постоянным у них является только передний привод— задние колеса включаются в работу только при пробуксовке передних. Именно по такой схеме построены Land Rover Freelander, Hyundai Santa Fe и обе «паркетные» Honda: CR-V и HR-V. Эти машины вполне пригодны для вылазок на природу, туризма, но бездорожье — не их стихия.

Toyota Land Cruiser Prado 2001 года — современный комфортабельный внедорожник: лонжеронная рама, клиренс — 220 мм, блокируемый межосевой дифференциал, 5x2 передачи (с «раздаткой»)

Toyota Land Cruiser Prado 2001 года — современный комфортабельный внедорожник: лонжеронная рама, клиренс — 220 мм, блокируемый межосевой дифференциал, 5×2 передачи (с «раздаткой»)

По асфальту с полным приводом
С каждым годом становится все больше и больше и обычных легковых автомобилей с приводом на все колеса. С самого начала они были задуманы не как внедорожники, а как… «подорожники» — автомобили, предназначенные для эксплуатации исключительно на дорогах с твердым покрытием.

Дело в том, что на скользкой от дождя, грязи, снега, льда дороге машина со всеми ведущими колесами более безопасна, чем автомобиль колесной формулы 4×2. «Подорожники» почти всегда имеют постоянный, то есть неотключаемый привод на все колеса. Они в значительной степени застрахованы от заноса и резкого изменения характеристик управляемости. Тяговое усилие всегда передается на все колеса, а от пробуксовки любого из них избавляет самоблокирующий дифференциал (центральный или задний) или различные электронные системы, контролирующие разницу в скоростях вращения колес и передачу на каждое из них нужного количества крутящего момента.

Иногда в раздаточной коробке «подорожников» используют вискомуфту, которая автоматически распределяет крутящий момент двигателя между парой передних и парой задних колес в зависимости от их сцепления с дорогой. Конструкция «подорожников» с колесной формулой 4×4 не имеет тех четырех особенностей, которые свойственны истинным «проходимцам»: большого дорожного просвета, малых свесов, понижающей передачи в «раздатке» и шин с грунтозацепами. И вот что интересно: почти все «подорожники» с формулой 4×4 в противоположность традиционным внедорожникам, у которых привод на одну пару колес может быть отключен, имеют постоянный полный привод. Но сегодняшний автомобильный рынок настолько емок и многогранен, что в коррективе нуждается и приведенная выше классификация автомобилей. Такие машины, как Audi Allroad, Subaru Legacy Outback и Volvo Cross Country, развиты из обычных легковых универсалов, но проходимость их находится примерно на таком же уровне, как и у «паркетников». До внедорожников им далеко, но иногда съехать с асфальта они вполне могут себе позволить. Одним словом, специфический сегмент рынка нашелся и для них.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *