Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Сен 17, 2013 в РАЗНОЕ | Нет комментариев

Типы легковых автомобилей

Классификация легковых автомобилей не столько сложна в принципе, сколько запугана различными подходами и трактовками. Например, многим знаком бывший типаж Минавтопрома это была классификация легковых автомобилей только на основании собственного, причем весьма ограниченного опыта. С другой стороны, есть масса изысканий автомобильной прессы, где в большинстве случаев классификация легковых автомобилей опирается на цену. Нередки попытки и классификации легковых автомобилей по основным параметрам двигателя — поскольку во многих странах автомобильные налоги исчисляются от рабочего объема либо мощности мотора.

Эта статья является попыткой свести воедино представления разработчиков легковых автомобилей о типах, классах и модификациях с чисто потребительским, рыночным отношением к автомобилям. При этом в определенной мере был использован опыт ведущих зарубежных автомобильных изданий. Все многообразие серийно выпускаемых в мире легковых автомобилей можно представить в виде трехмерной картинки, по одной из осей которой расположены типы легковых автомобилей, по второй — классы и по третьей — модификации.

Под типами легковых автомобилей подразумевается градация по функциональным признакам. Классы отражают размерность (величину) автомобилей. Модификации же описывают создание на основе одной базовой модели целого семейства различных по стоимости, потребительским качествам и даже функциональной направленности автомобилей. Подробное описание всех возможных модификаций явно не укладывается в рамки данной статьи, поэтому мы ограничимся типами и классами легковых автомобилей, то есть перейдем от пространственной картинки к плоской, двумерной.

Итак, типы легковых автомобилей. Все современные серийные легковые автомобили подразделяются на четыре очевидных основных типа. К этим типам конечно же не относятся вездеходы, которые в России представляет компания http://petrovichauto.ru. Первый и основной по объемам производства тип — автомобили общего назначения. Это 5-местные (реже 4-местные) автомобили, предназначенные для движения в основном по дорогам с твердым покрытием. И простенький Fiat Panda и роскошный Rolls-Royce Stiver Spirit относятся к этому типу. Базовой моделью этого типа является либо хэтчбек (двухобъемный кузов), либо нотчбек (трех-объемный кузов), на основе которых создаются модификации — универсал, купе, кабриолет и даже фургон и пикап. Hue зависимости от класса, базовые модели автомобилей общего назначения характеризуются габаритной высотой 1330—1470 мм (за исключением модификации фургон с высокой крышей).

Второй, наиболее молодой, тип легковых автомобилей — универсалы повышенной вместимости (УПВ), за рубежом часто обозначаемые терминами Minivan. Monospace или APV. Их отличительная особенность — увеличенная вместимость пассажирского салона (как правило 7 мест при трехрядном расположении сидений) и багажного отделения (при сложенных пассажирских сиденьях). Причем, это достигается не за счет увеличения длины автомобиля, а благодаря более вертикальной, чем в автомобилях общего назначения, посадке на всех сиденьях (экономия длины салона за счет менее вытянутых ног сидящего человека). Соответственно. УПВ имеют увеличенную габаритную высоту (1600— 1850 мм). От легковых автомобилей общего назначения УПВ обычно заимствуют силовой агрегат, а зачастую переднюю подвеску и рулевое управление. В общем, по конструкции и потребительским качествам УПВ можно считать промежуточным звеном между легковыми автомобилями общего назначения и микроавтобусами. Успех современных УПВ начался с Renault Espace и Chrysler Voyager, у нас же. судя по потоку машин на московских улицах, особенно популярен Pontiac TransSport (Chevrolet Lumina APV).

К третьему типу относятся легковые автомобили повышенной проходимости (распространены также жаргонные обозначения — джип или внедорожник для всех автомобилей этого типа). Назначение машин отражено в названии, а основными особенностями конструкции являются увеличенный до 210—220 мм дорожный просвет, повышенная прочность несущей системы, большие ходы подвесок и наличие полного привода. Кроме того, для улучшения проходимости джипам нужно иметь короткие передний и задний свесы, а еще короткую базу, что в купе обеспечивает малую габаритную длину. В компоновке джипов используется тот же принцип, что и в УПВ, — высокая посадка пассажиров. В связи с этим габаритная высота современных легковых автомобилей повышенной проходимости составляет 1650—2000 мм. То есть, увеличение габаритной высоты по сравнению с легковыми автомобилями общего назначения значительно больше, чем увеличение дорожного просвета (всего на 60—100 мм).

И, наконец, четвертый тип серийных легковых автомобилей — спортивный. Эти машины предназначены в первую очередь для получения максимального удовольствия от мощного двигателя, быстрого переключения передач, чувствительного рулевого управления и. не в последнюю очередь, от броского внешнего вида. Спортивные автомобили бывают 2- и 4-местными, с салоном, «пассажироемкость» которого обозначается 2 + 2, что означает ограниченную комфортабельность сидений заднего ряда. Для обеспечения спортивного характера управляемости необходимо максимальное снижение центра тяжести, а следовательно — низкая посадка на сиденьях с максимально вытянутыми ногами. Естественно, что комфортабельность посадки на передних сиденьях является обязательной, в отношении же удобства задних пассажиров (если для них предусмотрены места) можно сказать, что это в лучшем случае компромисс. В соответствии с низкой посадкой на сиденьях, спортивные автомобили отличаются и малой габаритной высотой — 1110—1330 мм.

Из краткого описания всех четырех типов легковых автомобилей видно, что очень важной характеристикой типа легкового автомобиля является его габаритная высота.

Отметим, что модифицирование базовых моделей, получившее сейчас широкое и разностороннее развитие, на первый взгляд может нарушить стройность предложенной градации по типам автомобилей. Так, например, наиболее мощные спортивные модификации автомобилей общего назначения по многим потребительским качествам близки к спортивным автомобилям. Другой пример: наиболее дешевые модификации джипов имеют привод только на заднюю ось. Еще сложнее с пикапами и фургонами. Казалось бы, по функциональному признаку их надо выделить в отдельный тип. Однако легкие пикапы и фургоны, как правило, не являются самостоятельной конструкцией, а создаются на базе либо автомобилей общего назначения, либо УПВ, либо автомобилей повышенной проходимости и потому являются лишь грузовыми модификациями легковых автомобилей того или иного типа. Так что, во избежание противоречий при определении типа, будем рассматривать базовую модель семейства.

В следующей статье мы рассмотрим классы легковых автомобилей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.