Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Апр 23, 2016 в РАЗНОЕ | Нет комментариев

Наследник «469-го»: Off road или просто off?

uazВ начале 70-х годов прошлого века в СССР были поставлены на производство армейский джип УАЗ-469 и его гражданская разновидность, модель «469Б». Машины получили широкую известность и заслуженное признание не только на всей территории бывшего Союза, но и за рубежом – их покупали почти 60 стран.

Немного о модернизациях

В середине 80-х годов эти автомобили претерпели первую серьезную модернизацию с заменой индексов на «3151» и «31512» соответственно. Появились подвесные педали управления с гидроприводом сцепления и усилителем тормозов, травмобезопасная рулевая колонка, электронное зажигание и новая светотехника. В таком качестве и все с таким же карбюраторным двигателем УАЗ-3151 доныне выпускают небольшими партиями по заказам Минобороны России.

Во второй половине 90-х годов на основе гражданской модели с брезентовым верхом УАЗ-31512 были созданы машины с цельнометаллическими кузовами. Длиннобазный вариант «3153» с увеличенной вместительностью, но ухудшенной геометрической проходимостью и версия «3159» со стандартной базой, расширенной колеей и инжекторным двигателем. Последняя упомянутая разновидность, «Барс», если не ошибаемся, уже снята с производства, так и не получив широкого распространения. Что, впрочем, и неудивительно: высокооборотный и сложный мотор снизил потребительские качества машины для эксплуатации в российской глубинке и на тяжелом бездорожье – в традиционной среде обитания машин УАЗ. Ведущие мосты, отличавшиеся от агрегатов базовых машин, сулили потенциальным владельцам лишние проблемы с запчастями. А общий дизайн 60-х годов (модель «469» образца 1965 года) неуклонно терял привлекательность, несмотря ни на какие косметические ухищрения. К тому же сравнительно недорогие корейские полноприводники (вседорожниками их назвать затруднительно), начавшие заполнять отечественный рынок, внесли свою лепту в неконкурентоспособность «Барса». Заграничные машины имели не только более привлекательные салоны и эргономику, но и меньший расход горючего.

Но, видимо, этот урок для конструкторов УАЗа не пошел впрок. Поскольку вместе с современной моделью УАЗ-3163 «Патриот» (пришедшей на смену выпускавшейся совсем недолго модели «3160-Симбир») на производство был поставлен и «Хантер».

Внешность обманчива…

«Четыреста шестьдесят девятый» начала ХХI века уже далеко не тот, каким мы его знали раньше. И внешние формы автомобиля способны вызвать лишь ностальгию по той самой первой модели из 70-х годов века ушедшего.

Пластмассовые передние бамперы «Хантера» уже не имеют буксирных крюков, на которые раньше могла накидываться петля любого буксирного троса. Теперь приходится иметь специальный буксир с крюками.

В своей задней части «Хантер» сохранил лишь фонари, с которыми модель «469» выпускалась до 1985 года. Откидной грузовой задний борт, который сохранялся еще у моделей «31514» и «31519», уступил место распашной двери. Хотя доступ в заднее отделение кузова значительно упростился, в функциональности кузов потерял еще больше. Ведь раньше борт ульяновских вседорожников служил и поддержкой при перевозке длинномерных грузов, и промежуточным погрузочным трапом для тяжеловесных предметов.

Что же касается общего заднего пластмассового бампера, то, разместив его на уровне расположения фаркопов у прежних машин, конструкторы вынесли своему автомобилю вердикт: для буксировки прицепов непригоден. Даже по шоссе.

А ведь для моделей семейства «469» в качестве дополнительной нагрузки был «прописан» прицеп, общим весом до 800 кг. И при этом по дорогам всех категорий, да к тому же при менее мощном (70 против 130 л. с.) двигателе автомобиля!

Мотор мотору – рознь

«Хантеры» в подавляющем большинстве своем оснащены инжекторными силовыми агрегатами. Но уже стало очевидным то, что такие высокооборотные двигатели более пригодны для шоссе, чем для тяжелого бездорожья. Армейские джипы «Ленд-Ровер-Дефендер», например, которые никак нельзя упрекнуть в «номинальной» проходимости, оснащены дизелями. Думается, отнюдь не из-за любви англичан к солярке. А в первую очередь из-за «эластичности» таких моторов и их хорошей тяге на низких оборотах и малых скоростях движения по тяжелому бездорожью. О недостатках высокооборотных моторов мы довольно подробно говорили в материале об автомобилях УАЗ-3163 «Патриот» («АБС» № 1/2008) и повторяться не будем.

Отметим лишь разницу в характеристиках силовых агрегатов при мало изменившейся обтекаемости кузовов. УАЗ-469 имеет 70 л. с. при 4000 об/мин, а «Хантер» – 130 л. с. при 5800 об/мин. Комментарии, как говорится, излишни.

Вариации на тему кроссовера

У «Хантера» 5-ступенчатая коробка передач с ускоряющей передачей. Такое решение уже давно применяется на заграничных «асфальтовых» джипах, где полный привод скорее дань моде, чем насущная необходимость. Но для данной отечественной машины это, думается, уже ненужная затея.
Во-первых, КПП с «раздаткой» применяются заграничные, что еще больше увеличивает стоимость автомобиля сомнительной на сегодня привлекательности.

Во-вторых, при движении на высоких скоростях, под 100 км/ч и более, расход горючего может возрасти немеренно. Как уже было сказано, обтекаемость кузова автомобиля, по современным меркам, оставляет желать лучшего. Да и полная масса машины почти 2,5 тонны. И вряд ли здесь существенно помогут электронные «мозги» управления впрыском и уменьшенные передаточные отношения ведущих мостов. Для сведения: у УАЗ-469 при увеличении скорости от 40 до 100 км/ч расход топлива возрастал почти на 60%!

В-третьих, автомобиль имеет высокий центр тяжести при короткой базе и зависимой подвеске всех колес. Такие конструктивные особенности не располагают ни к курсовой, ни к поперечной устойчивости на высоких скоростях машины. И, разумеется, не пробуждают желания вдавливать «гашетку» в пол.

Автомобиль оборудован зависимой пружинной передней подвеской. Такая конструкция, как правило, больше склонна к «пробоям» на плохих дорогах и более сложная из-за реактивных рычагов и шарниров их крепления. Многие поклонники машин типа УАЗ-469, думается, предпочли бы и новый вседорожник с обеими рессорными подвесками. Но завод такого выбора им уже не оставляет.

А задняя подвеска машины сделана на малолистовых рессорах. Ради большей комфортности для седоков. Но обратная-то сторона медали – более низкое «брюхо» при полной нагрузке. Очередной проигрыш этого вседорожника? Думаем, что да.

Все чаще мы можем наблюдать тенденцию, когда на полноприводных легковых автомобилях в заводской комплектации устанавливаются едва ли не шоссейные покрышки. Для кроссоверов, рассчитанных на преодоление небольших заснеженных или размокших грунтовых, и, как правило, горизонтальных участков пути, такое решение может быть и оправдано. Ведь основные дороги для подобных машин – все-таки автострады. Но когда автомобиль, претендующий на титул вседорожника, обут в подобные «штиблеты», это, по меньшей мере, странно. Увы, это же можно сказать и о большинстве машин «Хантер». Хотя, возможно, что более-менее пригодные для бездорожья шины на этих автомобилях – только заслуга их владельцев.

Заметим для сведения, что даже штатные униварсальные покрышки Я-245 машин семейства «469» имели такие боковые грунтозацепы, какие шинам «Хантеров» и не снились. А были еще и «зубастые» армейские шины повышенной проходимости Я-192, которые едва ли уступали и цепям противоскольжения.

И хотя «Хантер», в отличие от многих заграничных «паркетников», еще имеет понижающую передачу в раздатке, но один лишь демультипликатор на тяжелом бездорожье, согласитесь, погоды не сделает.

Вместо эпилога

Автору этих строк на своем «четыреста шестьдесят девятом» 1974 года выпуска пришлось вытягивать «Волгу». По размокшему глиняному месиву, глубиной едва ли не до ступиц колес. На затяжной, метров в 50–70, подъем, крутизной в 10–15%. Вода в радиаторе закипела: все-таки только семьдесят лошадиных сил на три с лишним тонны веса обеих машин и в таких условиях. Но высота была взята уверенно, без существенных пробуксовок и с первой попытки.

Попробуйте повторить нечто подобное на «Хантере» в заводской комплектации!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *