Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Апр 3, 2014 в РАЗНОЕ | Нет комментариев

Детский сад на колесах

Специальные средства для обеспечения безопасности детей в автомобиле — вещь для нас новая и непривычная. Еще и потому, что в стране, где большая часть взрослых автолюбителей до сих пор не пользуется ремнями безопасности, вполне закономерно и наплевательское отношение к безопасности детей. И все же мы надеемся, что все больше людей, приобщаясь к «общечеловеческим ценностям», осознают и то, что самая большая из этих ценностей — человеческая жизнь. И тогда…

ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Внедрение специальных защитных сидений для детей шло далеко не гладко и в Европе. Как ни странно, но противниками новшества были… сердобольные мамаши, списывавшие дорожные капризы своих чад на то, что им. дескать, очень неудобно в непривычных автомобильных колыбелях (надо сказать, что первые конструкции детских защитных систем были действительно и громоздкими, и тяжелыми). А скачкообразный рост спроса на подобные изделия обозначился в Европе лишь к началу восьмидесятых годов: как раз в это время появились статистические выкладки по детскому автомобильному травматизму, из которых следовало, что применение даже самого примитивного защитного средства для ребенка снижает риск получения увечий и травм на 25%, а специальные, повернутые против движения, сиденья с жестким «панцирем» гарантируют жизнь ребенку даже при очень тяжелых авариях.

Сегодня правила перевозки детей в транспорте определяются законодательством каждой страны, причем часто они сильно различаются. В большинстве европейских стран пользование детскими защитными системами обязательно. Кстати, в США существует даже специальный класс общественных транспортных средств — scool bus. Так называется автобус для перевозки школьников, требования к пассивной безопасности которого намного превышают нормы для всего остального общественного транспорта, а все водители вокруг относятся к этим желтым автобусам как к святой корове. Не дай Бог помешать ему, уж не говоря о самих детях!

Что касается России, то ко действующим ныне Правилам дорожного движения запрещено перевозить детей в возрасте до 12 лет на передних сиденьях легковых автомобилей без специальных сидений. Сиденья такие, кстати говоря, у нас в свое время выпускались. Делал их московский завод АЗЛК, но из-за низкого спроса (возможно, и из-за немалой цены — 55 рублей в ценах 1984 года) и отсутствия правил, обязующих их применение, производство этого вида «товаров народного потребления» было прекращено.

ЧУТЬ-ЧУТЬ ТЕОРИИ

Дело в том, что в силу своих антропометрических данных (проще говоря, размеров тела), лети не в состоянии пользоваться в автомобиле средствами пассивной безопасности, предназначенными для взрослых пассажиров.

Конечно, даже самого неугомонного ребенка можно заставить пристегнуться ремнем безопасности. Если в вашем автомобиле нету ремней безопасности, вам необходимо немедленно ремни для авто купить. Но вот расположение лямок ремня относительно «базовых» точек тела будет уже не таким, как у взрослого человека, а значит, защитные свойства ремня изменятся, причем в худшую сторону.

Но есть и проблема, связанная со специальными сиденьями. Дети ведь очень быстро растут, и сиденье, идеально подходящее малышу сегодня, через полгода может оказаться бесполезным.

Именно по этой причине защитные системы для детей подразделяются на четыре группы. Отметим, что все требования к детским защитным системам определяются правилом № 44 ЕЭК ООН, где указаны способ крепления устройства в салоне автомобиля. его прочность, защитные свойства, а также ряд специальных гигиенических требований.

ЧТО ИМЕЕМ?

Теперь посмотрим на те образцы, которые попали к нам. Эти защитные системы выпускаются немецкой фирмой J.B. Production, имеют европейский сертификат и предназначены для детей двух возрастных категорий. Первый комплект рассчитан на детей в возрасте от 8 месяцев до 4 лет (вес 9—18 кг) и представляет собой глубокое сиденье с развитыми боковинами, укомплектованное специальной накладкой. Устанавливается оно на одно из свободных мест в автомобиле, в него усаживается ребенок и в зоне живота прижимается накладкой к спинке. В таком положении накладка выполняет еще и роль маленького столика, на который при остановке можно положить игрушку. Наружный торец накладки имеет паз под лямку поясного ремня безопасности, либо под обе лямки диагонально-поясного ремня. Каркас сиденья сделан из пенопласта (вес всего изделия — около килограмма), причем обивка-чехол крепится на нем с помощью застежки «молния» и может быть легко снята для чистки или замены. Выкройка чехла предусматривает и специальный «слюнявчик» у основания подушки.

Выглядит детское сиденье со столиком очень нарядно. Однако специалисты по пассивной безопасности подметили и ряд минусов. Главный из них — недостаточный уровень фиксации: при сложной аварии, например, столкновении и последующем опрокидывании автомобиля, возможно выбрасывание ребенка. Так что если вы решили посадить малыша там, где установлен ремень безопасности с двухточечным креплением, то прежде чем отправится в путь, ремень придется очень тщательно подогнать, иначе неугомонный малыш легко освободится из «плена». Кроме того, при столкновении или даже очень сильном торможении автомобиля возможно опрокидывание сиденья относительно ремня.

Если же сиденье фиксируется диагонально-поясным ремнем, то его лямки желательно скреплять между собой специальным зажимом. В комплекте его не оказалось, но мы выяснили, что даже примитивная «прищепка» предотвратит скольжение сиденья и не даст диагональной лямке выскочить из паза и попасть на лицо или шею ребенка.
Второе устройство — для детей в возрасте от 3 до 12 лет (вес 15—36 кг) и выполнено уже в виде подушки. Подушка кладется на сиденье, а на этот «бутерброд» усаживается юный пассажир, которого теперь уже можно смело пристегивать обычным «взрослым» ремнем безопасности. Но ремень должен быть обязательно трехточечным, пользоваться одной лишь поясной лямкой нельзя. Несмотря на простоту этой идеи, подушка-прокладка обеспечивает весьма высокий уровень защиты. Как рассказали нам специалисты Центрального автополигона, нельзя применять это бесхитростное устройство для детей младшей возрастной группы — с весом менее 10 кг. Впрочем, оно на них и не рассчитано. А вот какова ситуация с ценами на детские автоаксессуары. Полноразмерное сиденье со столиком-накладкой стоит $35, а подушка для детей старшей возрастной группы — $15. Согласитесь, это вовсе не дорого.

Увы, провести полномасштабное тестирование средств обеспечения безопасности детей в автомобиле мы пока что не в состоянии. И дело здесь даже не в стоимости испытаний или отсутствии методики. Помочь провести краш-тест нам не смогли даже на Центральном автополигоне, сославшись на прозаическую причину — у нас пока что нет детских манекенов. Но у нас есть свой план… И мы надеемся вновь вернуться к этой теме и оперировать в своих оценках более весомыми аргументами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.