Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Июн 2, 2014 в РАЗНОЕ | Нет комментариев

Bertone BAT 11: возвращение Бэтмена

bertoneВ 50-х годах концепты Bertone BAT совершили революцию в автомобильном дизайне. Перед нами новый итальянский «бэтмобиль». Бэтмен вернулся?

Зарезервировать дорогущий стенд на Женевском автосалоне, а через 11 часов отменить заказ — довольно странное решение. Но в последние годы итальянское кузовное ателье Bertone часто корректировало свои планы. И не оттого, что дела шли лучше, чем ожидалось.

Восемь месяцев итальянцы трудились над поразительным ВАТ 11, ремейком серии из трех дримкаров ВАТ (Berlinetta Aerodynamica Tecnica — «Аэродинамическая конструкция с кузовом берлинетта»), созданных в середине 50-х годов. Новый концепт все-таки появился в Женеве. Его скромная презентация без лишнего шума прошла на частной вечеринке для автомобильных дизайнеров.

Но это событие вскоре оказалось в тени отчаянной борьбы за существование, которую пришлось вести Bertone. Сам факт отсутствия фирменного стенда на салоне рассматривался как еще один гвоздь, забитый в крышку гроба компании. Автомобильная общественность решила, что упорные слухи о бедственном положении некогда знаменитого ателье подтвердились. Но прошло полгода, а легенда все еще жива. Дизайнерское подразделение Stile Bertone выделено в отдельную фирму и смотрит в будущее с надеждой, в то время как собственно кузовное производство продолжает испускать последние вздохи при милосердном содействии итальянского эквивалента внешнего управления. В зависимости от развития событий ВАТ 11 может стать последним шедевром в славной истории Bertone, равно как и символом возрождения, дерзким вызовом неотвратимому фатуму. В любом случае, этот автомобиль достоин самого пристального внимания, как и Skoda Rapid Spaceback цена на который обрадовала всех без исключения автолюбителей. И мы отправились в Италию, чтобы взглянуть на эту звезду, вспыхнувшую в мрачной туманности рока.

Настоящий Бэтмен

Уроженец Шотландии Дэвид Уилки, занимающий пост директора по дизайну Bertone, считает ВАТ 11 доказательством способности компании создавать эффектные и красивые проекты, а также изготавливать высококачественные прототипы вдвое быстрее конкурентов. Оба эти качества высоко ценятся в мировой автомобильной индустрии, а особенную нужду в них испытывают активные новички из Азии. На них и делает ставку студия Stile Bertone.
Первое, что поражает в ВАТ 11, — это его футуристическая внешность. Хотя теме уже 50 лет, современная интерпретация шедевров Франко Скальоне и в 2008 г. выглядит восхитительно смело и вместе с тем элегантно. И это, конечно, заслуга оригинала. Наиболее близок новому концепту по духу второй из исторической троицы, ВАТ 7 1954 г., чьи изощренно свернутые крылья выглядели особенно эффектно.

«Мы неоднократно собирались поработать над новым ВАТ, но все не могли выбрать подходящий момент, — говорит Уилки. — Однако с появлением Гэри все изменилось».

Кто такой Гэри? Это скромный американский дантист Гэри Каберле, который взял на себя часть расходов по проектированию и изготовлению ВАТ 11 и тем самым дал стартовый толчок всей этой затее. Гэри — это и есть настоящий ВАТ-мен.

Каберле прибыл в штаб-квартиру Веrtone в ноябре 2006 г., прихватив с собой внушительный архив домашнего видео и фотографий, относящихся к его мичиганской молодости. В этих документах зафиксирован поразительный факт: молодой человек использовал в качестве машины на каждый день ВАТ 9, приобретенный на распродаже подержанных автомобилей. Надо полагать, что лишь из личной скромности этот человек утаил те фото, где он в черном плаще и шлеме с ушками садится за руль, чтобы отправиться для совершения ежевечернего подвига. Он пользовался «бэтмобилем» в течение 28 лет, но заболела жена, и наш самоотверженный герой вынужден был продать свой Bertone, чтобы оплатить лечение. С тех пор скромный зубной врач чувствует себя словно Бэтмен, продавший крылья.
«Гэри пришел и заронил идею о новом ВАТ, — рассказывает Уилки. — Мы начали работу над проектом в июле 2007 г., а через два месяца были готовы первые эскизы».

Разумеется, не обошлось и без участия Alfa Romeo. Первые ВАТ были изготовлены на шасси седана Alfa Romeo 1900 и использовали альфовскую радиаторную решетку и детали декора. Для аутентичности ВАТ 11 тоже нуждался в логотипе Alfa. И Alfa согласилась на это при условии, что проект Bertone не будет использоваться для пересмотра утвержденного корпоративного стиля. Так на ВАТ 11 появилась «скудетто» — хорошо всем знакомая радиаторная решетка в виде маленького щита.

Шоу-кар создавался на платформе Maserati GranTurismo, а точнее, длиннобаз-ной версии Alfa 8C. В Bertone намеревались создать полноценный ходовой прототип, причем успеть надо было к августовскому автомобильному фестивалю в Пеббл-Бич. «Способны ли мы на это?» — вопрошает сам себя Уилки и сам себе отвечает: «Да, при наших темпах и умении это возможно».

Задача нелегкая. Во-первых, предстояло выполнить массу кропотливой работы над уникальными деталями. Например, обтекатели столь плотно облегают колеса, что пришлось сделать их подвижными: при повороте руля они отходят от кузова. Все это сначала надо было сконструировать. Умение решать трудные инженерные задачи и способность быстро изготавливать единичные или малосерийные образцы -вот что намеревался продемонстрировать Уилки с помощью ВАТ 11.

Как устроен «бэтмобиль»

Одна из самых эффектных особенностей ВАТ 11 — классические зауженные и вытянутые пропорции. Таковы же были и его предшественники. Чувственная линия крыши связывает фантастику замысла с реальностью конструкции. В начинку от Maserati специалисты Bertone не вмешивались. Разве что сиденья пришлось сблизить на 30 мм, но даже ремни безопасности остались те же.

Окончательный вид проекту придали два дизайнера Stile Bertone — Валери Мюллер, 34-летний немец, который занимался экстерьером, и 33-летний француз Гвенаэль Пеннарун, ответственный за интерьер и колесные диски. Предварительные проекты разрабатывали четыре дизайнера, но предложение Мюллера победило во внутрикомандном состязании.

«Мы стремились воссоздать дух старых концептов, — говорит Уилки. — В особенности нам хотелось избежать агрессивности и нарочитой спортивности. Старые проекты прославились в качестве самодвижущихся скульптур, и мы стремились сохранить эту элегантность в движении».

Другие аванпроекты были куда более агрессивны, а их аэродинамика более угловата. «По-своему они были хороши, но не отвечали нашему видению ВАТ», — рассказывает Уилки.

Когда облик будущего концепта сформировался на 90%, началась доводка его внешности на глиняной модели в четверть натуральной величины. Отличия от эскизов Мюллера включают воздухозаборники по бокам радиаторной решетки, которые уменьшились в размерах, а также иную форму капота. Он стал ниже, и на нем появилось мощное вздутие, подхватывающее мелковатую альфовскую решетку.

Для ВАТ 11 разработан свой интерьер, но при отсутствии дверей на него можно лишь любоваться через окна. Его главная идея — элегантность и простота, которую подчеркивает деревянная вставка, протянувшаяся от места пассажира до нехитрой «бинокулярной» приборной панели над рулевым колесом. Кузов выточен из массивного куска пластика, но его поверхность отполирована так, что ее не отличишь от металлической.

Перед окончательным этапом глиняная модель была «оцифрована» и превратилась в математическую. Данные ввели в компьютер громадного обрабатывающего центра, который за неделю непрерывной работы выточил кузов. Лишь лихо закрученные крылья изготавливались отдельно, чтобы можно было окрасить поверхности под ними.

Из-под обтекателей выглядывают потрясающие колесные диски Гвенаэля Пеннаруна, современная интерпретация классических спицевых колес. Легкосплавный обод отливается с половиной спиц. Оси крепились болтами. Диски выглядят великолепно, и компания изучает, насколько они хороши в практическом плане.

Впрочем, практичность не входила в число главных приоритетов при создании ВАТ 11. Это красивое произведение инженерного искусства, способное передвигаться самостоятельно. Если Bertone успеет подготовить его к открытию конкурса в Пеббл Бич, одно это станет достижением. А в том, что такой концепт способен затмить многих, если не всех, сомневаться не приходится.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *