Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Янв 10, 2017 в ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ | Нет комментариев

Об этике отношений на дороге

Тема нашей беседы — банальна. Это взаимоотношения на дороге. Мне бы хотелось не читать нравоучения, а просто поделиться опытом. Раньше, при советской власти, мы все жили в своей дремучести, не ведая и не зная ничего иного, кроме родных бескрайних просторов. Но уже лет десять, как наши люди потянулись в цивилизованные страны, зачастую раскатывая там кто на арендуемой, кто на приобретенной машине. И чем чаще наши соотечественники отправляются за рубеж, тем больше оздоравливается обстановка на российских дорогах: опыт корректной езды самым благотворным образом сказывается на привычках и нравах наших водителей.

Я бы даже направлял водил и ДПСников на месяц-другой в Западную Европу на переподготовку. Ведь даже сами сотрудники ГИБДД, плоть от плоти народа, зачастую не понимают, что с помощью всего лишь нескольких элементарных правил можно значительно улучшить психологический климат на дороге.

Конечно, если говорить о крайностях, таких как езда в выпившем состоянии, к счастью, они встречаются на дорогах все реже. Этому поспособствовало в том числе и внедрение на рынок услуги трезвый водитель. Многие водители смекнули, что это гораздо проще и безопаснее. Что ж, спасибо и на этом.

Вспоминаю, как в 1990 году впервые отправился на «Ниве» в Швейцарию. Въехав, после тысячи отечественных километров и утомительной таможни, к вечеру в Польшу, заскакиваю в первый же городок с освещенными улицами. По старой привычке переключаю ближний свет на габаритки. Вскоре меня тормозит местная полиция. В чем дело? А в том, что пан Смирнов ехал без включенных фар. «Сейчас сделаем, сколько я должен?» — «Нисколько, пан!» И тут я услышал краткую лекцию, что в темноте зажженные фары заметны стократ лучше, чем стояночные (габаритные) огни, и весь мир только так и ездит по ночам и при плохой видимости. С тех пор и я делаю только так. Тем более, что с 1993 г. по российским правилам движения водитель обязан (!) включать только ближний свет и делать это не с наступлением кромешной тьмы, а с началом сумерек. Одно непонятно, почему, когда по вечерней трассе идет этакий фантом в виде темно-бежевой «копейки» или грязного КамАЗа с мерцающим единственным огоньком спереди и не всегда работающими задними фонарями, инспектор смотрит будто сквозь него, а штрафует за превышение скорости или за пересечение сплошной линии на пустой дороге клиента побогаче.

Зачастую, возвращаясь из Германии или Голландии через Польшу и Белоруссию в Москву, видишь, как постепенно, и не в лучшую сторону, меняется обстановка на дороге. Становится противно и обидно.

Законом предписано ПРОПУСКАТЬ ПЕШЕХОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ И ПЕРЕКРЕСТКАХ. Водилы, ведь вы сами (не говоря уж о ваших женах и детях) тоже не всегда сидите за рулем! Почему же вы сигналите и светите дальним, а то и орете из окна любому осмелившемуся пересечь ваш путь? Почему гибедедешники смотрят на это абсолютно индифферентно и сами ездят точно так же? Зачем выкатываться на перекрестке при красном сигнале далеко за стоп-линию?! Ведь лишние три-четыре метра не помогут вам на старте.

Когда на двухполосной дороге в одном ряду сломалась машина и сзади пробка, принято ехать через одного, первый из свободной полосы, следующий из занятой и так далее. Ведь вы же не знаете в каком ряду окажетесь сами в следующий раз. Так не надо почти упираться бампером в бампер следующей машине, лишь бы не пропустить соседа! А уступать почему-то принято только дорогим и крутым тачкам — а вдруг выйдут и наваляют?

И уж абсолютной дикостью можно считать ситуации, когда через поток безуспешно пытаются продраться «скорая» или пожарники. Как же яростно большинство (!) шоферов гудят и светят фарами — мол, куда прешь? Не видишь, что ли — Я еду! А службы «01» и «03» безропотно, включив маячки, поджидают порядочного водителя. С этим надо срочно что-то делать! Ведь беда может посетить и нас… В Европе все автомобили, спешащие на вызов, включают самую громкую сирену и мчатся, сломя голову, на помощь. А у всех водителей давно уже выработался стереотип поведения: на «двухколесной» улице они прижимаются поближе к своему краю, образовывая посередине свободный коридор. При трех же и более полосах движения такая «зеленая» улица возникает между самым левым и соседним рядом. Мне много раз доводилось наблюдать — как же организованно весь поток выполняет этот нехитрый маневр! У нас же, думается, без принудительных мер не обойтись.

Также из свято соблюдаемого на Западе — не занимать левый ряд. Во всяком случае, незамедлительно убраться вправо, чуть только заметил кого в зеркале. На пустой трех-, четырехполосной дороге даже скоростной транспорт и бешеные мотоциклисты идут по правым полосам, выходя влево только для обгона. У нас же на новой Московской кольцевой при ограничении в сотню — в правом вообще никого, во втором — ползет панелевоз, в третьем — идет под семьдесят умирающий «Москвич» или груженый ЗИЛ, а в самом левом все остальные, включая флегматичных дачников и неопытных чайников. Только «наморгавшись» фарами и подъехав под самый хвост «Волги» с багажником на крыше, можно заставить ее неторопливо и нехотя убраться в свободный соседний ряд. Обгонишь, и видишь в зеркала, что «волжанка» снова ныряет налево. Зачем?! И почему всегда без поворотников, и с таким недовольством… Культурный человек уступает дорогу более быстрому, заранее моргнув оранжевым огоньком правого поворота — сейчас пропущу, не волнуйся, не тормози, обгоняй. Его не разъедает зависть и чувство собственной ущербности.

Как-то я обратил внимание, что именно те же непробиваемые «тормоза» и хамы, мешающие на скоростных дорогах, в тихих дворах и переулках летят гораздо быстрее необходимого. А тут вовсе не надо гонять по пятьдесят-шестьдесят километров в час! Езжайте двадцать. Мирный город должен жить спокойно. Детям положено играть в казаков-разбойников или во что еще там сейчас играют, а бабушки должны не увертываться от болида с гордой надписью «Москвич-Алеко», а спокойно прогуливаться возле подъезда.

Еще маленький пример. Едете вы по скоростной трассе около сотни, а то и быстрей и нарываетесь на пробку. Где вы останавливаетесь? Непосредственно перед последней машиной? Тогда у вас огромные шансы получить удар в задний бампер. Гораздо лучше снизить скорость почти до нуля метрах в пятидесяти и медленно подтягиваться вперед, а как только позади на горизонте появится очередной «летчик» и заметит вас, чуть добавив газу, «уткнуться» во впередиползущего. А следующий уже будет повторять ваш маневр. То есть притормозит загодя, и так далее… Вы, надеюсь, уже поняли. Еще лучше включать при этом аварийку. Ее очень хорошо видно издали. Так поступают все нормальные люди в нормальной стране. Не стоит обвинять меня в непатриотизме. Ведь мне ужасно хочется, чтобы вокруг все было чинно-благородно, и мы не портили друг другу нервы и не били бамперы с крыльями, а подчас и физиономии из-за пустяков.

Неправильно думать, что культура езды поддерживается только скрытым наблюдением или гигантскими штрафами, хотя и без этого не обойтись. Уважительно-внимательный стиль движения передается от одного к другому. Хороший пример тоже бывает заразителен. Надо уметь передвигаться быстро там, где можно, не мешая при этом другим, и сдерживать себя, где это необходимо. К моей радости, здесь все больше и больше отрадных примеров.

Стоишь, допустим, с включенной левой мигалкой для поворота к себе во двор перед плотно идущим потоком. Приятно видеть, когда не третий, так пятый моргнет тебе фарами и снизит скорость. Проскакивай, пропускаю! Спасибо, дорогой: взмах рукой и — ты на месте. Как говорил герой незабвенного «Мимино» — «тэбэ будэт приятно и тогда мнэ тоже будэт приятно!». А этот любезный, пропустивший вас водитель, через десять секунд наверстает упущенное и вновь уткнется в хвост тянущемуся потоку.

И самое удивительное, что пропускают и машины, и пешеходов не самые слабые, не «лохи», упустившие момент, а достаточно серьезные люди, часто (но не всегда) на недешевых иномарках. Видимо, им удалось раньше других избавиться от вековых привычек, замешанных на зависти и совковой забитости.

Еще один бич нашего перегруженного мегаполиса — нарушение правил проезда перекрестков. Я имею в виду вовсе не красный сигнал светофора. Тут почти все грамотные. А вот выезд на загруженный транспортом перекресток пусть даже на зеленый быстро приводит к пробкам и затору на самом «горячем» участке дороги. Потом с поперечного направления все ломятся на красный и стоят на зеленый.

Да о чем это я? Вы же и так все знаете. Только леность и слабость не позволяют нам поступать красиво и благородно. Но шаг за шагом, капля за каплей… Как уже говорилось, процесс пошел. Здесь нужна и помощь со стороны властей, и собственные усилия: нам самим надо постараться хоть чуть-чуть изменить привычный стереотип поведения. И тогда, быть может, мы действительно станем относиться друг к другу хоть на капельку корректнее и великодушнее…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *