…Когда на крыши Стокгольма опустился вечер, я вошел в лабиринт. Темный коридор с фантастическими сюжетами на встроенных телеэкранах и мерцающими звездами над головой привел в небольшой кинозал, обставленный не менее необычно: камни, кустарник… Во время фильма, предваряющего презентацию нового тягача Scania, я гадал: интересно, откуда выедет «живая» машина? Вдруг свет погас, весь зрительный зал начал медленно поворачиваться вокруг своей оси — и под барабанный бой, в разноцветном дыму и струях фонтанов появился желтый тягач… Так началось мое знакомство с машинами Scania четвертой серии, а происходило это недалеко от шведской столицы, в городке Седертелье, где расположен завод Scania.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Организаторы устроили презентацию в заводском музее — и правильно сделали! Когда обилие впечатлений от новой машины достигало «критической точки», можно было уйти в дальний зал и спокойно рассматривать старую технику…
А самый последний автомобиль, связанный с историей, я встретил днем позже на станции сервиса Scania. С виду — самый обычный грузовик предыдущей серии, да еще изрядно потрепанный. Но все не так просто: под старой кабиной скрываются рама и агрегаты «новичка»! Такие «замаскированные» машины Scania испытывала в различных условиях с 1993 года. Первая опытная партия, уже с новыми кабинами, была готова в прошлом феврале, а нынешней весной Scania передала засекреченные грузовики «уполномоченным» фирмам-перевозчикам для повседневной эксплуатации. Само собой, фирмы хранили молчание по поводу технических особенностей машин, а грузовики, окрашенные в черный цвет, не имели эмблем. Что касается эмблемы, то как раз в это время она изменилась, поскольку распался союз SAAB — Scania. Грузовых дел мастера решили вернуться к самой первой эмблеме завода (голова грифона на фоне звездочки цепной передачи). Но художник явно перестарался со стилизацией — и теперь, глядя на эмблему, кое-кто посмеивается: «Грифон-то изображен на фоне трусов!»
Но — шутки в сторону; поговорим о том, что Scania изменила в новых автомобилях. Они обозначаются R124L и R144L; R — тип кабины, L — тип рамы, «12» и «14» — литраж двигателя, а последняя цифра «4» означает четвертую серию. Забегая наперед скажу, что в Россию первая Scania четвертой серии придет не раньше весны следующего года, а вот купить грузовик Хино вы можете уже сейчас, воспользовавшись услугами компании «АвтоАльянс».
ДВИГАТЕЛИ
Их два — абсолютно новая 12-литровая четырехклапанная «шестерка» мощностью 400 л. с. и модернизированный дизель V8, развивающий 460 или 530 л. с. Оба двигателя отвечают экологическим нормам Euro 2, имеют турбонаддув с промежуточным охлаждением и электронное управление.
Вот некоторые особенности «шестерки» Scania DSC 1201. Прежде всего, она имеет раздельные головки цилиндров. Двигатель как бы разделен на две части — «холодную» левую (здесь сосредоточена вся топливная аппаратура) и «горячую» правую, где расположены выпускные каналы и турбокомпрессор. Турбина находится точно посередине блока — это улучшает подвод отработанных газов к турбине и обеспечивает одинаковое давление воздуха во всех цилиндрах.
Вентилятор с вискомуфтой «сидит» непосредственно на переднем конце коленчатого вала. Ремень с автоматическим натяжителем, вращающий валы генератора, насоса системы охлаждения и т. д. не клиновой, как раньше, а так называемый поликлиновой, с многочисленными канавками (это увеличивает его срок службы). Встроенные в блок цилиндров шестерни привода распределительного вала, ТНВД, масляного насоса, насоса гидроусилителя руля и компрессора теперь расположены не спереди, а сзади: благодаря этому мотор работает «мягче».
Заглянем внутрь. Многоструйная форсунка расположена точно по центру цилиндра; поскольку нагрузка на поршни увеличилась, головка поршня с камерой сгорания (она своей формой напоминает шахту, из которой выглядывает «нос» баллистической ракеты) выполнена из стали, а «юбка» — из алюминия.
Чтобы уменьшить токсичность выхлопа и улучшить сгорание, верхнее компрессионное кольцо переместили под самое днище поршня. Нижняя точка крепления гильзы опущена — так гильза лучше охлаждается.
Будут ли установлены на этот двигатель знаменитый турбокомпаунд (это устройство передает энергию отработанных газов на коленчатый вал) и раздельные насос-форсунки? «А как же, — ответили мне. — И для того, и для другого уже предусмотрено место…»
ТРАНСМИССИЯ
Коробки передач практически не изменились: это 9-ступенчатая КПП GR900 и 14-ступенчатая GRS900, где высшая передача прямая, а низшая (у GRS900 — две низших) особо медленные, «ползущие». Каждая коробка имеет свои масляный насос и фильтр, по заказу — еще и масляный радиатор.
За коробкой по заказу устанавливается дорогой, но крайне эффективный гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер), а, помимо обычного рычага переключения, существует роскошная электронная система Opticruise, нечто среднее между «механикой» и «автоматом». Но о ней — немного позже.
ШАССИ
Если взглянуть на новую раму сверху, то она напоминает букву Y: расширение «вилкой» позволило снизить шумы и вибрации. Рама стала более гибкой, прочной и одновременно менее сложной. Навесные элементы теперь монтируются так, что ни один не выступает над лонжеронами, поэтому кузов можно устанавливать без подрамника.
Подвеска и спереди, и сзади пневматическая, разумеется, с электронной регулировкой дорожного просвета. По желанию спереди можно поставить и рессоры.
Тормоза остались барабанными, но они дополнены различными вспомогательными системами: это уже упомянутый ретардер, АБС, связанная с электронным управлением двигателем, ПБС, тормозная заслонка в выпускном тракте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От новых машин Scania у меня осталось неоднозначное впечатление. С одной стороны — традиционно высокий уровень технологий, великолепно продуманная конструкция, управление на твердую «пятерку». Но от новой кабины я ожидал большего…
Эти машины — только начало огромной работы по обновлению модельного ряда. Уже готовятся автомобили с рамой серии G (наборные лонжероны), вот-вот появятся кабины с окошком за дверью, ходят слухи о капотной модели…