Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Апр 7, 2016 в ДВИГАТЕЛЬ | Нет комментариев

Страховой полис для двигателя

 

karterКак ни странно, с началом кризиса число производителей защит картера двигателя увеличилось чуть ли не вдвое. Усилился ценовой демпинг, на рынке появились изделия, которые предлагаются буквально по цене металла. Причина в том, что многие металлообрабатывающие предприятия остались без заказов по основному направлению деятельности. Пытаясь удержаться на плаву и заработать живые деньги, они бросились переводить запасенный металл в пользующийся спросом товар. Товар, сделать который, как считают многие, «проще пареной репы»: вырубил кусок железа, подогнул, если надо, насверлил «дырок» — и порядок! А так ли проста защита на самом деле? За компетентным ответом на этот вопрос мы обратились к одному из лидеров «защитного» сегмента рынка, в компанию «АвтоЩИТ», поставляющую на рынок продукцию под одноименным брендом. Вот что выяснилось…

По образному выражению топ-менеджеров компании «АвтоЩИТ», защита картера — это страховой полис для двигателя. Добавим: и других узлов и агрегатов автомобиля, ограничивающих его дорожный просвет. Действительно, установка защиты, как и приобретение страховки, — дело добровольное. Решение «защищать — не защищать» принимает автовладелец. В список обязательного оборудования автомобиля защита картера не входит и на конвейере устанавливается в исключительно редких случаях. Дело не в том, что автопроизводители не видят в ней смысла. Просто конкуренция заставляет их максимально «раздевать» автомобиль, чтобы до предела снизить отпускную цену. Зато защита, как правило, фигурирует в списках дополнительного оборудования, которое предлагают клиентам автодилеры. Что не дополучил автопроизводитель — добирают продавцы.

Так же как страховка, защита до поры может не оправдывать своего существования и материальных затрат. Но в один «прекрасный день» она может уберечь от проблем, о серьезности которых прекрасно осведомлены сервисмены, в частности мотористы. Понятно, что чем «ухабистее» и «головотяпистее» кругом, тем выше вероятность того, что такой день наступит. Нам, россиянам, это известно лучше многих других. Поэтому менеджерам автосалонов и сервисов, предлагающих такую услугу, не приходится тратить много красноречия, чтобы склонить клиентов к страховке двигателя. Защита — действительно ходовой товар, но…

Но, как и страховка, защита защите рознь. Каждая в силу своих технических характеристик в состоянии уберечь агрегаты от определенных «страховых случаев»: одна — только от пыли и грязи, а другя — от наезда автомобиля на камень. К сожалению, первых на нашем рынке большинство. Дело в том, что продавцов абсолютно не интересуют функциональные качества защиты. Пусть будет изготовлена даже из картона, лишь бы закупочная цена была подешевле. Конечный потребитель в силу своей некомпетентности также ориентируется на цену и внешний вид защиты. Поэтому изделий, способных выполнить свое основное предназначение — уберечь двигатель при сильном ударе о препятствие, а также отвечающих прочим требованиям, предъявляемым к защите картера, немного. Разработка и производство таких защит — дело не простое, не имеющее ничего общего с упоминавшимся «вырубил… подогнул… насверлил…».

Кстати, если вы ищете для своего автомобиля оригинальные запчасти от проверенных производителей, обратитесь в интернет-магазин http://automag-dnepr.com/. Здесь вас ждет большой ассортимент качественных фирменных запчастей для всех систем и узлов вашего автомобиля.

Служить и защищать

Несмотря на стремление наших чиновников регламентировать «все и вся», такая ответственная деталь, как защита картера, выпала из поля их зрения. Государственного стандарта, определяющего требования к этому изделию, не существует, и по нашим законам защита не подлежит обязательной сертификации. В таких случаях наиболее серьезные производители, заботящиеся об авторитете своей торговой марки, прибегают к процедуре добровольной сертификации. Они сами определяют комплекс свойств, которыми должна обладать их продукция, и гарантируют ее соответствие этим свойствам. Беда в том, что до недавнего времени все они подходили к этой проблеме достаточно формально — как правило, стандарты предприятий оговаривают второстепенные требования к защите, касающиеся ее отделки, упаковки и т. д.

Создавая компанию «АвтоЩИТ» в 1996 году, ее организаторы, бывшие работники авиационной промышленности, ставили перед собой задачу сделать такую защиту, которая бы реально выполняла свои функции, и с тех пор последовательно добивались этой цели. Поэтому при разработке технических требований к защите (точнее — технических условий, или ТУ) основное внимание было уделено ее прочностным характеристикам. Чтобы оговоренные в ТУ минимально допустимые значения прочности и жесткости защиты оказались объективными (не заниженными, но и не избыточными), к работе привлекли специалистов авторитетного научного и сертификационного органа — ФГУП НАМИ. Работа над техусловиями успешно завершена, и теперь компания гарантирует потребителям, что вся продукция с брендом «АвтоЩИТ» изготавливается в соответствии с их требованиями.

В ТУ оговаривается, что защита должна выдерживать нагрузку величиной в 10% от максимально разрешенной массы для легковых дорожных автомобилей и 15% — для внедорожников без необратимой пластической деформации и разрушения. При этом прогиб защиты в точке ее наименьшей жесткости не должен превышать 25 мм. Именно таким считается разумный минимальный зазор между защитой и картером — большая величина ощутимо уменьшает дорожный просвет, меньшая требует чрезмерного повышения жесткости защиты. В этом случае вся энергия удара гасится за счет упругой деформации защиты и не передается на агрегаты автомобиля.

Для проверки продукции на соответствие требованиям ТУ на предприятии создан испытательный стенд, на котором тестируется каждое новое изделие. Его нагружают в точке, равноудаленной от узлов крепления, номинальной нагрузкой и измеряют прогиб. Наличие испытательной базы дало возможность специалистам компании «АвтоЩИТ» провести исследование ряда образцов распространенной на рынке продукции и получить объективные данные об их защитных свойствах. Результаты неутешительные: из 13 изделий испытания прошли лишь три. Остальные оказались или недостаточно прочными, или недостаточно жесткими. Позитивный итог экспериментов заключается в том, что он позволил лучше понять, какой должна быть эффективная защита картера.

На рынке представлено большое разнообразие стальных, алюминиевых и композитных защит. Алюминиевые привлекают покупателей внешним видом: поскольку они не ржавеют, то и не окрашиваются, а потому и не «облезают» при эксплуатации. «При прочих равных» они весят столько же, как и стальные (недостаток прочности алюминия компенсируется увеличением толщины), а стоят в 2-3 раза дороже.

Композитные защиты, которые выдаются продавцами за «кевларовые» или «карбоновые», как правило, изготавливаются из стекловолокна и смолы. Преимущество композитной технологии — возможность воспроизведения изделия сложной формы. Оно плотнее прилегает к подрамнику и обычно совмещает защитную функцию с функцией пыльника. По весу стеклопластиковая защита получается даже тяжелее, чем стальная, к тому же это продукт одноразовый — молотком его не поправишь. Зато он «красивше», что и заставляет некоторых покупателей заплатить за него в 2-3 раза больше, чем за стальной.

Самый распространенный и практичный вариант — защита, изготовленная из стального листа, чаще толщиной 2 мм, реже — 3 мм. Металл большей толщины практически не используется — защита получается массивной и чрезмерно нагружает переднюю подвеску. Лист может быть цельным или сварным, плоским, без рельефа, или с ребрами жесткости (рифтами). Тем, кто когда-то изучал «сопромат» или просто обладает достаточным практическим опытом, не стоит долго объяснять, что при одинаковой толщине рельефный лист значительно жестче плоского. Причем с увеличением глубины рельефа превосходство в жесткости возрастает. Этот непреложный факт и был подтвержден в ходе тестирования — ни одна «плоская» защита, какой бы толстой она ни была, испытания не прошла. Тем более если она была сварной. Так же недостаточно жесткими или прочными оказались защиты с несколькими пуклевками или неглубокими ребрами, выполненными накаткой. Не прошли тест и некоторые штампованные изделия по причине небольшой глубины вытяжки или неоптимального расположения и формы рифтов.

Выходит, что даже штампованная защита — необходимое, но недостаточное условие надежной страховки двигателя. Этот вывод также согласуется с опытом специалистов компании «АвтоЩИТ». В их практике случается, что, несмотря на, казалось бы, продуманную конструкцию, новое изделие не проходит испытания, и его приходится «доводить до ума». Итак, если защита стальная, то обязательно изготовленная из цельного листа, методом глубокой штамповки, с большим количеством ребер жесткости по всей поверхности. К слову, вся «стальная» продукция с брендом «АвтоЩИТ» этому условию удовлетворяет. Компания одной из первых наладила выпуск штампованных защит. Их конструкция защищена патентом.

Защита от «АвтоЩита»

Конструкторы компании учитывают множество других требований, которым должна отвечать защита. Например, ответственный момент: выбор способа крепления защиты. Она должна крепиться только к силовым элементам кузова: лонжеронам, подрамнику двигателя, поперечной балке или швартовочным проушинам. Причем к проушинам защита крепится через поперечный силовой элемент — трубу круглого или прямоугольного сечения. Крепление защиты к таким деталям, как нижняя панель радиатора, недопустимо. Если защита фиксируется с помощью лапок и кронштейнов, они также должны обладать достаточной жесткостью и прочностью. Грамотно спроектированная защита не должна затруднять доступ к агрегатам при их обслуживании. Для этого в ее конструкции предусматриваются отверстия или лючки.

Было время, когда некоторые дилеры препятствовали установке защиты картера и снимали автомобиль с гарантии, если клиент все же ее устанавливал. Мотивировалось это тем, что защита ухудшает условия охлаждения двигателя. Действительно, температурный режим двигателя может измениться, если при разработке защиты не учесть расположение воздухозаборных отверстий в пыльнике, закрывающем двигатель. Конструкторы компании «АвтоЩИТ» стремятся там, где это критично, точно повторить контуры пыльника. Конечно, защиту стараются сделать не такой «всеобъемлющей», чтобы не переборщить с массой. Впрочем, и дилеры уже предпочитают не запрещать монтаж защиты картера, а взять это дело под свой контроль и получать прибыль.

Еще один важный фактор, который принимается во внимание при проектировании защиты, — безопасность. Защита не должна негативно влиять на пассивную безопасность автомобиля. Дело в том, что неграмотно спроектированная защита может стать серьезным препятствием для силового агрегата, который при фронтальном столкновении должен уходить вниз, под кабину. Чтобы не препятствовать смещению двигателя, защита обязательно должна иметь профиль с прогибом вниз, который обеспечит ее направленную деформацию при смятии передней части кузова.

Вышесказанное касается технических требований к защите картера, которые неукоснительно соблюдаются. Чтобы занять место среди лидеров рынка, компании «АвтоЩИТ» пришлось выполнить множество других требований. Например, обеспечить широчайший ассортимент продукции. Сегодня он насчитывает 530 моделей защит практически для всех серийных автомобилей, которые официально продаются на российском рынке. Исключение составляет продукция заводов Mercedes-Benz и BMW, дилеры которых принципиально предлагают своим обеспеченным клиентам только дорогой оригинал. По этой же причине не выпускаются защиты на автомобили дороже 3 млн руб. Большинство моделей защит — стальные, но есть и алюминиевые, и композитные изделия. Как говорится, есть спрос — есть и предложение.

Чтобы стать поставщиком серьезных, крупных компаний, предприятию самому пришлось стать «серьезнее» — приобрести в собственность производственные площади и оборудование. Продукция с брендом «АвтоЩИТ» изготавливается с применением современных технологических процессов. Например, для раскроя заготовок стальных защит используется аппарат плазменной резки с ЧПУ. Штамповочные операции выполняются на мощных прессах, позволяющих придавать поверхности защиты глубокий рельеф.

Компания имеет все необходимые сертификаты, в том числе сертификат системы менеджмента качества ISO 9001/2000 и сертификат серийного производства Росстандарта. Идет работа по сертификации предприятия на соответствие международному автомобильному стандарту. Его получение еще больше укрепит авторитет компании и доверие к ее продукции. В настоящее время в них не сомневаются более 60 крупных оптовых потребителей, среди которых упомянем такие имена, как Major, Genser, «АвтоГермес», «Автомир», «Кунцево-Авто», «Ре- деги», «Пеликан», «Овод» и многие другие.

Итак, проста ли защита и ее производство на самом деле и можно ли сделать эффективную защиту по цене металла? Судите сами. Кстати, жизнь уже частично ответила на эти вопросы. Количество действующих лиц на рынке защит картера и цены на их продукцию постепенно приходят в норму.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.