Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Ноя 11, 2016 в МОТО | Нет комментариев

Квадроцикл, гидроцикл и компания

kvadro

Все большей популярностью в России пользуются альтернативные транспортные средства. Помимо давно знакомых мотоциклов и мопедов (дорожных скутеров) люди все чаще стали покупать мотовездеходы (квадроциклы), снегоходы, гидроциклы (водные скутеры), детские велосипеды schwinn и иную технику. Все эти машины требуют регулярного обслуживания и ремонта. Стабильный рост данного рыночного сегмента оставляет свободное место в нише мотосервиса. Мы расскажем об особенностях рынка услуг для всей этой техники, кроме мотоциклов, которым будет посвящена отдельная статья.

Побывав на нескольких СТО для подобной самоходной техники и поговорив со специалистами, мы постарались систематизировать полученную информацию. Главный вопрос, который стоял перед нами: как организована СТО для этой техники и насколько сложно организовать такое отделение на обычном автосервис?

Техническое оснащение и обеспечение
С 1994 г. фирма «Битца-Центр-Спорт» (ОАО КСК «Битца») занимается продажей, обслуживанием и ремонтом дорожных скутеров, мотоциклов, мотовездеходов, снегоходов, гидроциклов, катеров и амфибий. Является официальным представителем Yamaha, Polaris, Bombardier, Arctic Cat. Сервисная станция — одна из лучших в стране по оснащенности и размеру. Возглавляет ее Евгений Брежнев.

Новости Авторемонта:
— Насколько специфично оборудование для мотосервиса? Сильно ли оно отличается от оборудования автомобильной СТО?

Евгений Брежнев:
— Оборудование и отличается, и пересекается одновременно. Большое количество техники оснащено двухтактными двигателями. Но последние тенденции — оснащать мотовездеходы, амфибии и некоторую другую технику четырехтактными моторами, что ближе к автомобильным. Диагностическое оборудование похоже.

Начатую тему продолжает сервис-менеджер «Нельсон-Моторс» Игорь Смуров. Компания осуществляет продажу, производит обслуживание, ремонт и тюнинг Yamaha, Bombardier, Polaris.

Н. А.:
— Насколько сложно организовать мотоотделение при автосервисе?

Игорь Смуров:
— Дополнительного оборудования потребуется не так уж и много. Придется закупить подъемник для скутеров, мотоциклов и квадроциклов. Для водного скутера нужны специальные подставки (его нельзя поставить на плоскость). Потребуется приобрести набор специального инструмента (special kit или special tool) Yamaha, Bombardier или тех марок, которые вы собираетесь обслуживать. Обычным ключом к ним не подобраться. Рожково-накидной и пневматический инструмент есть на любом автосервисе. Покупать диагностический стенд для мотоцикла — слишком накладно. Понадобится прибор для синхронизации карбюраторных двигателей, но это уже тонкости.

О главных сложностях ремонта рассказывает Дмитрий Осанушков,главный механик СТО«Битца-Центр-Спорт»:
— Основная проблема — поиск информации. Сложно бывает найти «мануал» по ремонту. На данный момент по нескольку месяцев приходится ждать запчастей. За это время и лето кончится, и сам забудешь, что и как разбирал. Нужен чертеж, по которому потом удобно собирать.
С оборудованием дело обстоит лучше. Подъемник — вещь достаточно простая. Это либо обычная металлическая подставка, либо поднимающаяся платформа, чтобы удобнее было работать. Нужен нагрузочный стенд с обдувом. Это очень важно — обкатывать технику не где попало. У нас есть трасса за мастерской, где можно опробовать снегоход и мотовездеход.

Проблем с информацией нет только у дилерских станций. Трудно найти учебные пособия, информация зачастую есть только на электронных носителях и на английском языке. У дилеров можно приобрести «спешл кит». Инструмент должен быть качественным и травмобезопасным. Ведь ремонт самоходной техники и мотоциклов требует особенной тщательности и внимания.

Н. А.:
— Если говорить о всей технике — от мопеда до мотоцикла и от скутера до квадроцикла, какое транспортное средство является наиболее сложным в ремонте и какое — проще?

Игорь Смуров:
— Сложнее всего разобраться с современными супербайками. Современный шоссейный мотоцикл — это комок высоких технологий.
Квадроциклы сложны тем, что бывает трудно подлезть к нужному месту. С ними всегда много работы, сказывается экстремальное использование. Зачастую в конце сезона приходится менять целый ряд деталей.
В гидроциклах чаще всего замене подлежат сальники. Работа становится более сложной, если забивается закрытая система охлаждения. Доставать мусор из многочисленных трубопроводов и рубашки охлаждения двигателя — крайне трудоемкое занятие. В дорогие гидроциклы ставят моторы от супербайков, но убирают коробку.
С гидроциклами и квадроциклами возникает проблема: трудно добраться до детали из-за очень плотной компоновки. Из-за нехватки места иной раз по три узла совмещены в одном. Для регулярного ТО — все просто, а для ремонта — сложно.
Скутеры и мопеды наиболее просты в обслуживании. Самая частая работа — замена воздушного фильтра. Например, у японских скутеров он расположен у заднего колеса, и его необходимо пропитывать специальным маслом. Этого зачастую никто не делает, и через пару дней его снова надо менять. Иногда приходится заменять поршень цилиндра.

Н. А.:
— Насколько различается оборудование для ремонта разных марок? Можно ли чинить Kawasaki, если специализируешься на Yamaha?

И. С.:
— Простой ремонт осуществить можно. Главное — найти «мануал», тогда можно выполнить и сложный ремонт. Опытные механики, как правило, имеют опыт работы со всеми марками и видами техники.
Сложно найти документацию и запчасти для моделей, выпущенных для внутрияпонского рынка. Последние три года японцы собирают так называемый 400-кубовый стандарт. У них та же подвеска, что и у европейских моделей тех же производителей, но по двигателю найти детали и литературу сложно.

Алексей Кузьмин, механик:
— «Американцы», по нашему мнению, менее ремонтопригодны. Для них чаще надо брать в руки кувалду. А чтобы отремонтировать коробку, ее нужно полностью демонтировать. У «японцев» и «канадцев» у коробки снимается только крышка.

Персонал
В настоящее время на рынке Москвы ощущается недостача мотосервисов. Во многом это связано с отсутствием квалифицированных кадров. Сказывается отсутствие отлаженной системы образования. Как решается эта проблема на практике?

Евгений Брежнев:
— Мы подбирали людей, изначально связанных с мототехникой. В частности, у нас работали мастера спорта по мотогонкам. Два раза в году наши специалисты проходят обучение на тех фирмах, которые мы представляем.

Дмитрий Осанушков:
— Автомобильные специалисты не могут просто начать чинить мототехнику — им будет сложно разобраться в многочисленных мотоциклетных нюансах В основном мастерами становятся те, кто занимался мотоспортом раньше, — все разбиралось и собиралось своими руками.
В случае нехватки мы ищем кадры по знакомым. Можно, конечно, взять и автомастера, который интересуется этой темой. В настоящее время в Москве конкуренция не ощущается — хороших мотосервисов очень мало.

Почти все мастера — сами заядлые любители той техники, которую ремонтируют. Многие с техническим образованием. Игорь Смуров совмещает должности инженера по гарантии и сервис-менеджера, а иногда работает и как механик. Подобная ситуация распространена во многих компаниях.

Игорь Смуров:
— Большое количество персонала не нужно. Обязанности инженера по гарантии и сервис-менеджера — заниматься обеспечением сервиса оборудованием, решением гарантийных случаев и спорных ситуаций — прекрасно может выполнять один человек. Мастер должен принимать технику и обеспечивать механика запчастями и нарядом на работу.

Финансы
Полное обеспечение качественной СТО для самоходной техники может обойтись в круглую сумму. Все необходимое (в том числе диагностическое) оборудование, расходные материалы и склад могут стоить около $ 200 000.

Евгений Брежнев:
— Предлагая дополнительную услугу по сервису мототехники, нужно быть готовым к оперативному ремонту. Слишком короткий летний сезон заставляет торопиться.
Дополнительных затрат потребует и наличие запчастей. У нас всегда почти полностью загружен склад. В сезон это стоит нам более $ 150 000. В большинстве случаев мы имеем все, что может потребоваться. Автосервису такой склад не понадобится.

Н. А.:
— Отдельный мотосервис без продажи техники, запчастей, аксессуаров и без оказания других услуг существовать вряд ли сможет. А какая сумма может понадобиться, чтобы открыть небольшое отделение для мототехники при действующей автомобильной СТО?

Игорь Смуров:
— Я считаю, что небольшое отделение для мототехники может обойтись сервису в сумму около $ 10 000. Однако при этом встанет сложный вопрос привлечения клиентов. Если спрос есть — это хорошая идея. Но без продаж техники трудно поднять мотосервис. Клиенты приезжают либо по гарантии, либо потому, что им понравилось на данной СТО.
Можно предложить это как дополнительную услугу. Например, сейчас большой доход приносит диаметрический стенд. За одну прогонку мототехники в Москве берут $ 50–70. Для этого можно использовать мощностной стенд для автомобиля. Потребуется докупить нужные крепления и решить вопрос обдува.

Оплата за ремонт основывается на нормочасах производителей. Некоторые станции стараются снизить временные затраты, другие умножают нормо-час производителя на полтора. Специалисты говорят, что данные в таблицах нормо-часов от мотопроизводителей занижены. Это делается для того, чтобы фирма не разорилась на гарантии. Стоимость нормо-часа в Москве колеблется от $ 20 до 100. Многое зависит от сложности ремонта. Качественный тюнинг может приносить заметно больше.

Н. А.:
— Если говорить о фирме, которая продает и ремонтирует описываемую технику, то сервис является не самым прибыльным направлением. Какие услуги приносят основной доход?

Игорь Смуров:
— Доход приносит тюнинг и сопутствующие товары. Человек покупает квадроцикл, а попутно докупает шлем, костюм, лебедку, защиту днища и т. п. Эти товары прибыльны. Вывести сервис «в ноль» — это уже хорошее достижение.
Эвакуация, хранение, консервация тоже приносят небольшой доход, но больше помогают «завоевать» клиента. Покупают там, где большее предложение. Сезонное хранение прибыли не принесет: за техникой надо ухаживать, а за помещение — платить. Чтобы получать на этом прибыль, нужно назначать слишком большие цены.

Так, например, «Битца-Центр-Спорт» занимается не только продажей и ремонтом мототехники, но и торгует аксессуарами и запчастями к ней, одеждой, а также представляет широкий ассортимент товаров для конной езды, туризма и активного отдыха.

Сезонность
Особенности национального климата накладывают видимый отпечаток на работу СТО самоходной техники. Однако это не означает, что в межсезонье нечем заняться. В это время производится консервация или расконсервация техники — замена всех масел и ТО техники.

Евгений Брежнев:
— Есть техника зимняя (снегоходы), летняя (скутеры, мотоциклы, гидроциклы, катера), всесезонная (мотовездеходы и амфибии). У нас всегда хватает работы. Мы давно на рынке, и у нас сформировался круг постоянных клиентов. В межсезонье действуют хорошие скидки. Мы также занимаемся консервацией техники. Ведется клиентская база, и мы заранее напоминаем, что им нужно сделать. Мы планируем предложить нашим клиентам склад для хранения сезонной техники и подумываем над созданием клуба для обладателей таких транспортных средств.

Развитие
В настоящее время значительную помеху составляет неурегулированность вопроса поставки запасных частей. Есть много фирм, которые меняют модельный ряд два раза в год. Следовательно, иметь в собственном распоряжении все необходимые запчасти практически невозможно. Срок ожидания деталей, как правило, составляет от недели до месяца — и больше.

Алексей Кузьмин:
— Во всех развитых странах производители имеют свой склад запчастей. Недавно приезжали японцы и обещали создать полный склад запчастей для Yamaha. Прежде были склады Bombardier. Ответ на запрос по детали приходит порой недели через три.

Сейчас обсуждается вопрос о создании единого склада запасных частей. Евгений Брежнев также является вице-президентом Московской ассоциации по ремонту и обслуживанию самоходных машин.

Евгений Брежнев:
— Мы стремимся к централизации сервисов такого вида и к созданию общего склада запчастей. Это позволило бы всем нам сэкономить на складских расходах. Мы работаем над московской программой по развитию СТО и готовы сотрудничать с любыми фирмами из любых регионов.

Об еще одной новой тенденции рассказал Игорь Смуров, чья фирма также готова к взаимовыгодному сотрудничеству с любыми заинтересованными лицами.
— Сейчас многие крупные страховщики стали предлагать страхование мотоциклов. Я думаю, к этому их подтолкнул даже не спрос со стороны клиентов, а тот факт, что сейчас многое продается в кредит. А если кредит — значит, должно быть застраховано. Салоны стали просить страховые компании об этом. Впрочем, квадроциклы и гидроциклы по-прежнему страхуют очень неохотно, даже от угона.

В заключение можно сказать, что распространение мото- и самоходной техники имеет точечный характер. В Москве и Санкт-Петербурге рынок еще не заполнен. Хотя плотность достаточно высока, спрос опережает предложение.

Источник: журнал АБС-сервис

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.