Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Авг 27, 2016 в КУЗОВ | Нет комментариев

Sound-киллер

Noxudol 3100Шумит старина-автомобиль… Шумит двигатель, особенно с цепным приводом клапанов. Шумит трансмиссия, особенно если снять селектор с «паркинга». Шумит система выпуска отработавших газов, и прежде всего глушитель и резонатор. Добавим сюда так называемый воздушный шум. Его причины — турбулентные аэродинамические потоки вокруг кузова и звуки, отражаемые от дорожного покрытия. Свою лепту вносит вибрация кузовных панелей и пластмассовых деталей салона.

Но самый слышимый, самый утомляющий — это шум качения колес. Он ощутимо растет со скоростью движения. Судите сами: что такое 50 км/ч на трассе? А тем не менее на этой черепашьей скорости шум качения уже перекрывает все прочие шумовые эффекты. Дальше — больше. Особенно на шипованных шинах.

Это хорошо знают владельцы автомобилей. Причем не только бюджетных, но и весьма дорогих, престижных. Иначе они не обращались бы в сервисы с просьбой уменьшить надоевший шум. Давайте подумаем, чем им можно помочь. А заодно и заработать на противошумной услуге.

Известен ассортимент звукоизолирующих защитных материалов (клеящихся матов). Именно звукоизолирующих, хотя многие считают их звукопоглощающими. На самом деле эти материалы лишь снижают шумы за счет изоляции определенных зон кузова. Известны и шумозащитные мастики — как зарубежные, так и отечественные. Они уже не только изолируют от шума, но и частично рассеивают вибрацию. В сочетании с уклейкой матами такая защита дает неплохой эффект. Одна беда — уклейка сильно утяжеляет автомобиль, иногда на 60–70 кг. А главное, она требует почти полной разборки салона.

Но нет предела совершенству. Первое десятилетие двадцать первого века подарило нам материалы нового поколения — «интеллектуальные» мастики, способные «запирать и не выпускать» звуки.

Как работает такое покрытие? Вместо того чтобы банально изолировать и смягчать звук, оно борется с причиной его возникновения. Прежде всего — эффективно устраняет возникающие вибрации. Достигается это тем, что защита наносится не только внутри кузова, но прежде всего снаружи, в местах, где вибрационные воздействия особенно велики. В первую очередь это арки колес, участки днища вблизи выпускной системы и пороги. После обработки возникающие шумы эффективно рассеиваются самим покрытием, его структурой.

Сначала часть наиболее мощных гармоник поглощается за счет вязкоэластичных характеристик материала, а именно взаимного перемещения его слоев под воздействием звуковых волн. Таким образом, механическая энергия преобразуется в тепловую. Затем в работу включаются анизотропные свойства покрытия, обеспеченные специальными рецептурными добавками. Покрытие по-разному сопротивляется прямой и отраженной звуковой волне. И эффективно гасит колебания, «запирая» их в пленке. Причем результаты превосходят самые смелые ожидания.

Чтобы не быть голословными, обратимся к опыту испытательных лабораторий АВТОВАЗа. Этот автозавод обладает уникальной научно-исследовательской базой. Современные лаборатории, квалифицированные кадры и статус, дающий право проводить официальные экспертизы, — все это знают и уважают за рубежом.
А теперь — к нашей теме. Не так давно в Отде­ле исследования шума и виброкомфорта были проведены акустические испытания шведской мастики. Из того самого «интеллектуального» поколения. Испытания проводились в сравнении с другими шумоизоляционными покрытиями — как отечественными, так и зарубежными.

Протокол испытаний — документ довольно объемистый. В нем много специальной терминологии и экзотического оборудования. Чего стоит, например, «Измерительная установка «Оберст» для определения приведенного коэффициента потерь». Или «Башня Пиза». На этой установке оценивают способности мастик к звукоизоляции. Частотный анализатор, компьютерный интерфейс, специальный «софт», таблицы, цифры… Смотрите: «швед» обогнал традиционные мастики в 2,3 раза, в 2,8 раза, а где-то и в 14 раз!

Вообще, протокол можно читать долго. Он интересный. Потому что логичный. Это — настоящая наука, обеспечивающая воспроизводимость эксперимента. Испытывай мастику хоть сто, хоть тысячу раз — результаты будут одинаковы в пределах погрешностей приборов. И выводы — тоже. Вот мы их и зачитаем, выводы, подписанные Дирекцией по техническому развитию: «Полученные результаты испытаний позволяют считать представленный тип материала эффективным шумовибродемпфирующим средством для акустического тюнинга кузовов серийных автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ»».

Разумеется, шведская мастика подойдет и для иномарок. Ведь она создавалась в Швеции для европейских автомобилей. Но прогресс не стоит на месте. А с ним и ученые-химики компании Auson AB. Сегодня фирма предлагает рынку более совершенный материал Noxudol 3100, созданный на основе водорастворимого полимера. То есть отвечающий экологическим требованиям, предъявляемым к автомобилю и сервисным станциям. Требованиям действующим и перспективным. Никаких летучих растворителей! Это заманчиво и для клиента.

Наносится Noxudol 3100 в колесные арки и на днище методом распыления, кистью или валиком. Толщина слоя составляет от 0,5 до 5,5 мм, при этом пленка имеет очень хорошую адгезию.

Материал прекрасно сочетается с заводскими покрытиями — как противошумными, так и антикоррозионными, причем суммарный антикоррозионный эффект усиливается. Это называется синергетикой. Застывшая пленка улучшает антигравийную защиту, может легко обновляться и окрашиваться. Она устойчива как к низким, так и к высоким температурам. Это к вопросу об экстремальном российском климате, в частности о лете нынешнего года.

В Швеции и других европейских странах Noxudol 3100 применяют на судостроительных заводах, в производстве железнодорожных вагонов, в автомобильной промышленности, в производстве вентиляционных трубопроводов и прочих отраслях, где необходимо эффективное снижение структурных шумов. Есть и российский опыт работы с этим материалом, о чем мы уже писали.

Возможно ли его широкое использование в нашей стране? Мы считаем, что да, и вот почему. Согласно психологии потребителя сервисные услуги можно разделить на две категории: необходимые и отложенные. Конечно, деление это условно, субъективно, у каждого свои приоритеты. Но в качестве первого приближения такая классификация имеет право на жизнь.

Так, автосигнализация необходима, а ремонтная окраска отложена. Вот стукнут крыло, тогда и будем красить. Музыка необходима, люблю я это дело, а замена колодок отложена. Проеду еще 5 тыс. км, тогда и поменяю. Тонировка стекол необходима (хочу!), а вот защитную полировку кузова сделаю перед зимой. Ну и так далее.
Куда, с точки зрения потребителя, попадает антикоррозионная обработка? В большинстве случаев — в категорию отложенных услуг. Зачем она мне, если машина новая и я поменяю ее через три года. А нанесение антикора станет необходимостью для второго-третьего владельца. Наш журнал и специалисты по антикоррозионной защите с такой точкой зрения не согласны, антикор необходим и новым машинам. Но мы сейчас рассуждаем с позиции среднего авто­владельца.

Иное дело шумоизоляция. Тут двух мнений не бывает! Тишина в салоне нужна сейчас, немедленно. Очень многим! На новых машинах! Вот и загрузите свой антикоррозионный участок. Оказывайте два вида услуг: защиту от коррозии и защиту от шума. Если клиент заказывает и то и другое, предоставляйте скидку.

Оборудование и оснастка для обеих технологий одинаковы, приемы работы тоже. Остается начать работать, и народ к вам потянется. Тем более что в ассортименте Noxudol наряду с «противошумкой» на водной основе имеются и безрастворительные экологичные антикоррозионные препараты. И глядишь, защита от коррозии в сознании потребителя перейдет из отложенных опций в необходимые. Он ведь не догматик, наш потребитель. Он умеет ценить качество.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *