Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Дек 14, 2013 в КУЗОВ | Нет комментариев

Оружейники «малярки»

Радоваться от всей души блеску безупречно окрашенного после ремонта крыла или капота, а еще и после полировки автомобиля екатеринбург  — удовольствие, доступное лишь автомобилисту. И маляр при этом испытывает заслуженную гордость за плоды своего труда, тем более, если владелец свежепокрашенного любимца осознает, что немалые деньги на ремонт потрачены не зря. Коснувшись однажды «малярной» темы, мы, подстегиваемые желанием разобраться в секретах успеха ремонтной окраски кузовных деталей, принялись «копать вглубь». И приглашение московской фирмы Интерколор познакомиться поближе с двумя известнейшими производителями окрасочного оборудования для авторемонта — фирмами SATA и DeVilbiss — пришлось как нельзя кстати. Путь корреспондента Авторевю лежал в Германию, в города Франкфурт и Штуттгарт, где специалисты обеих фирм были готовы поведать немало интересного о прошлом, настоящем и будущем покрасочных пистолетов…

ФРАНКФУРТ. DEVILBISS. ИСТОРИЯ

Знакомство с этой фирмой началось с демонстрации черно-белых фотографий начала века и рассказа о… покраске карет — предшественников самобеглых экипажей. Кузовных дел мастера использовали тогда масляные краски и природные лаки, наносили их кистями и тампонами в несколько слоев, а естественная сушка каждого слоя занимала три-четыре дня. Ждать завершения всего покрасочного цикла приходилось больше двух недель!

Революция в кузовной покраске произошла на рубеже двадцатых годов нашего столетия. Именно тогда химики фирмы Dupont разработали и внедрили первую краску на ни-троцеллюлозной основе. В отличие от старых красок, сушка которых происходила химическим путем при взаимодействии с воздухом, нитрокраска типа Ducolux сохла за считанные минуты — достаточно было лишь испариться растворителю. Но возникла и проблема — привычные кисти и тампоны не годились для нанесения жидкой и быстросохнущей нитрокраски. Тогда и наступил звездный час пневматических краскопультов.

Жил в небольшом американском городке Толедо, что в штате Огайо, врач Аллен де Вилбисс, выходец из Голландии. Еще в конце прошлого века, в 1888 году, он стал применять в медицинских целях — для распыления своих снадобий в гортани страдающих пациентов — пульверизатор, дотоле использовавшийся только в парфюмерии. А его сын Том де Вилбисс взял и развил идею отца — в 1900 году запатентовал пульверизатор для красок, а в 1909 году начал их производство для окраски мебели. И когда возникла огромная необходимость в пневмокраскопультах для бурно растущей автомобильной промышленности, семья де Вилбисс не упустила этой замечательной возможности. С 1920 года производство покрасочного оборудования для окраски автомобилей и на конвейере, и в мастерских стало одним из основных для фирмы DeVilbiss.
Много позже DeVilbiss объединился с фирмой Ransburg, специализировавшейся на электростатическом нанесении лаков и красок, и теперь под маркой DeVilbiss Ransburg производится самое различное оборудование — для электростатической покраски, для безвоздушной, для пневматической, смешанной… И, конечно, пневмокраскопульты и фильтры тонкой очистки воздуха для автомастерских.

Основных заводов у фирмы два — в Англии и во Франции. Во Франкфурте расположен лишь склад готовой продукции, откуда оборудование DeVilbiss отправляется по всему миру, и офис с учебным центром. Здесь мне продемонстрировали и хорошо известные модели покрасочных пистолетов, и совсем новые, последние разработки, которые только начинают выходить на западный рынок. Но о них — позже.

ШТУТТГАРТ. SATA. НАСТОЯЩЕЕ

Немецкая фирма SATA, не менее известная профессиональным малярам, имеет один завод — в пригороде Штуттгарта. Здесь производятся и фильтры, и весь спектр покрасочных пистолетов — oт мала до велика, от миниатюрных аэрографов до пневмораспылителей для грунтов и шпаклевок. И репродукции картин Кандинского 1926 года, которые украшают стены офиса, подчеркивают связь фирмы с творчеством художников аэрографистов — им краскопульты SATA служат вместо кистей. Как и DeVilbiss, вначале SATA была связана с медициной — в 1904 году фирма начала выпуск медицинских инструментов из хирургической стали и называлась тогда Sanitaria. С того самого «революционного» 1920 года фирма постепенно переключилась на выпуск краскопультов и фильтров для автомастерских, чем занимается и по сей день.

Меня провели по всем светлым и чистым цехам, где в пене охлаждающей эмульсии под резцами прецизионных станков рождаются краскопульты SATA. Интересно наблюдать, как стальные и медные прутки, пройдя по технологической цепочке, превращаются в насадки распылителей с тарированными отверстиями и в дозирующие иглы. Жаль только, что фотографировать на производстве запрещено…

Вручную управляются только отрезные станки 1961 года — и те, кстати, с маркой Sanitaria. Все остальные операции контролируются компьютерами — и самыми современными, и простенькими AT 286. А для обработки корпусов пистолетов недавно запустили полностью автоматизированную линию, на которой литые заготовки в железных «руках» промышленных роботов без всякого участия людей превращаются в готовые к сборке корпуса со всеми отверстиями и выгравированными названиями.

Поразил жесточайший подход к контролю качества. В конце цеха есть специальный закуток, где на стенде закреплены два тестовых пистолета. Каждый час в них устанавливаются иглы и насадки из текущей партии и проверяются «на распыл» водой, а трижды за смену — краской. В отдельном помещении стоит специальный прецизионный робот-измеритель, «знающий» все геометрические параметры насадок. Распылитель закрепляют на массивной плите, и аппарат, тихо жужжа сервоприводами, тонким щупом промеряет расположение и диаметр отверстий с точностью до одного микрона!

Сборка пистолетов производится вручную, и, конечно же, это — женская работа. А после сборки каждый без исключения краскопульт проходит контроль на качество распыления, — его закрепляют на стенде и проверяют форму водяного пятна. Если, не дай Бог, факел неравномерный, контролер специальным инструментом корректирует диаметр отверстий в «рогах» распылителя. Если отклонения более серьезные (чего практически не случается) — откладывает в сторону. А в упаковочный цех отправляются уже протестированные пистолеты с пробитым на насадке клеймом мастера-контролера.

Проведя меня по всем цехам, представитель завода с легкой иронией спросил: «Теперь вам понятно, почему пистолеты SATA недешевы?» Дело в том, что при относительно небольшом объеме производства (25 тысяч штук в год) столь серьезный подход к качеству не может не отражаться на цене. Но зато пистолеты SATA честно отрабатывают заплаченные за них деньги: при правильном уходе они требуют замены распылителя и иглы, которые, кстати, меняются только в комплекте, примерно через год постоянной напряженной работы. Конечно, при условии, что отверстия и каналы какой-нибудь дядя Вася не прочищал надфилем. А сам пистолет должен отработать минимум десять лет в офисе мне с гордостью показали полностью исправные краскопульты пятнадцатилетней давности, выкупленные фирмой из мастерских, где они, конечно же, не валялись без дела…

БУДУЩЕЕ ЗА ЭРГОНОМИКОЙ И HVLP

Конструкция краскопультов, по сути дела, не меняется с середины 20-х годов. Но в последнее время в процессе пневматического распыления наметились некоторые перемены, и практически все фирмы-производители покрасочного оборудования — и, в первую очередь, SATA и DeVilbiss — выпустили в свет новые модели пистолетов с обозначением HVLP. Что же это такое?

Если обычный пистолет требует давления воздуха на входе в 3,5—4 атмосферы, то пистолет HVLP нуждается в меньшем — 3 атм, но при этом производительность компрессора должна быть выше. HVLP так и расшифровывается «большой объем и низкое давление» (high volume low pressure). Пистолет HVLP спроектирован так, что давление в 3 атм на входе в результате дросселирующего действия жиклера в корпусе падает до 0,7 атм в насадке распылителя.

Что это дает? Главное преимущество: при малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше осаживается непосредственно на деталь. По заверению производителей, материала на ту же работу при использовании пистолета HVLP уходит на 30% меньше — при таком же качестве. Для маляров это очень серьезный аргумент, да и для заказчиков, которые платят и за краску.

В техническом центре (читай — покрасочной камере) фирмы SATA мне решили продемонстрировать новую технологию в действии. Молодой парень — старший техник-испытатель фирмы — водрузил на стоящий посреди камеры мольберт белый лист ватмана, выставил на манометре обычного пистолета SATA jet 90 (естественно, при нажатом курке) 4 атмосферы и «произвел напыл» с расстояния 20 см. А потом подключил пистолет HVLP, снизил давление на атмосферу и повторил то же самое — только с расстояния 15 см. Действительно, тумана во втором случае было намного меньше, а форма пятна осталась той же — четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски.

Продемонстрировав оба пистолета в работе (с мольберта слетело еще несколько листов покрашенного в цвет «мокрого асфальта» ватмана), парень протянул HYLP мне: мол, попробуй сам. Я взял пистолет в руку, нажал на курок, сделал несколько проходов… Техник перехватил у меня краскопульт и показал, как надо: «Ты должен работать всей рукой и cледовать за пистолетом, как в танце. И спокойнее — для HVLP нужен вдвое медленней темп». Да, из него вышел бы неплохой танцор — хоть сейчас на сцену. А из меня маляр — вряд ли. Хотя, может быть, нужно просто привыкнуть к пистолету в руке…

Кстати, помимо изменений в технологии, пересмотру подвергается и эргономика краскопультов, и первой (и пока единственной) в этом деле стала фирма DeVilbiss. Ее новый пистолет ОМХ сделан… из пластмассы и имеет удивительно красивую, эргономичную форму — даже курка у него два, чтобы было легче работать в разных положениях. И форма, и выбор пластика в качестве материала обусловлены исключительно соображениями легкости и комфорта в работе. Как мне доверительно рассказали, этот пистолет проектировался в основном для американского рынка — ведь там маляр может запросто подать на хозяина мастерской в суд за то, что тот всучил ему неудобный инструмент, от которого потом рука болит…

Так какие же краскопульты лучше — SATA или DeVilbiss? Ответа на этот вопрос нет и, наверное, не будет — качество и изготовления, и распыла у этих пистолетов высоко и примерно одинаково. Представители обеих фирм, не сговариваясь, в качестве основных конкурентов называли друг друга, и очень уважительно. Это подтверждает и статистика — на немецком рынке SATA «держит» 70%, оставляя на долю DeVilbiss 20%, а в Англии, например, все наоборот. А на долю остальных — IWATA, KREMLIN, Sagola — на европейском рынке приходится всего 10%.

Россия для обеих фирм — рынок пока небольшой, но интересный. Если не вспоминать о бывших госзаказах (например, пистолеты DeVilbiss использовали на ВАЗе), то наши маляры все же чаще отдают предпочтение моделям подешевле. И, конечно же, технология HVLP для нас еще долго будет экзотикой. И без того беда наших мастерских — слабые компрессоры, а для HVLP требуется минимум 400 л/мин воздуха на входе пистолета (а не компрессора!). И, кроме того, краскопульт HVLP более критичен к изменению давления — те самые 3—3,5 атм на входе нужно поддерживать очень строго. А пониженное или повышенное давление воздуха сильно влияет на форму факела распыла и, соответственно, на качество покраски. А у нас, увы, на такие «мелочи» внимание обращают редко.

Но и в России технологии и инструменты подтягиваются к мировому уровню. Ведь без них нанесение современных лакокрасочных материалов неэффективно. А о самих красках мы поговорим в следующий раз.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.