Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Авг 22, 2016 в КУЗОВ | Нет комментариев

Об эффективности кузовного ремонта

kuzovРазмышляя на тему эффективности кузовного ремонта, мы ориентировали читателя на опыт европейских техцентров, добивающихся убедительных результатов в ежедневной работе. Продолжая рассмотрение этапов кузовного дела, влияющих на параметр эффективности, мы решили сделать небольшое отступление.

Как оценочный показатель любой деятельности, эффективность кузовного производства в автосервисе всегда связана с местом и временем ее определения. Поэтому считаем, что просто раскрыть цифровые показатели успешных предприятий и объяснить способы их достижений совершенно недостаточно. Разговор должен быть шире.

Требования зрелых автомобильных рынков Европы, США и Японии долгие десятилетия диктовали своим игрокам регулярно меняющиеся правила игры. Из биологии мы знаем термин «эволюционное давление». Применим его к автобизнесу. В таком случае можно рассматривать выдающиеся достижения отдельных игроков данного сообщества как самые удачные эволюционные формы организации автосервисной жизни.

Знакомство начнем с коротенького экскурса в историю вопроса. Затем проинформируем читателя о сегодняшних сложностях развитого автомобильного рынка, чтобы дать ему возможность, в меру прозорливости, заглянуть в свое ближайшее профессиональное будущее.

Известно, что под зрелостью автомобильного рынка подразумевается прежде всего остановка его количественного роста. Приобретение нового автомобиля мотивировано исключительно желанием замены старого. В Европе уже долгое время количество транспортных средств на душу населения держится на отметке 600 штук. Развернувшаяся в последнее десятилетие в Западной Европе бескомпромиссная борьба с аварийностью на дорогах принесла гражданам 3-кратное понижение индекса аварийности. В авторемонте это отразилось катастрофическим падением объемов ремонтных услуг. Такая ситуация естественным образом усилила конкурентную борьбу всех участников автобизнеса за покупателя автомобиля и в его же лице?— за потребителя страховых и автосервисных услуг.

Недавний мировой кризис подстегнул рыночные напряжения еще сильнее, ускорив разработку и внедрение новых бизнес-схем и технологий. В какие конкретные рисунки взаимоотношений участников европейского рынка автосервисных услуг вылились рыночные поиски, постараемся показать на понятных профессионалу примерах.

При посещении европейских кузовных производств очень часто можно заметить низкую заполненность хорошо оснащенных цехов автомобилями и специалистами ремонта. Если выяснить год открытия ремонтного предприя­тия, то такая ситуация становится понятной. Как правило, этому кузовному производству 25 и более лет. Тогдашний индекс аварийности определял объемы работ, гарантировавших максимальную загрузку такого цеха. Время шло, вышеназванный процесс борьбы с ДТП в Европе набирал силы, отнимая у всех сервисов часть работы. Рынок кузовных услуг стремительно скукоживался, приводя к закрытию одних автосервисов и к сильному понижению рентабельности других.

Оставшиеся не у дел маляры и жестянщики безвозвратно уходили из отрасли. Такие глобальные тенденции всегда инерционны. На момент количественной оптимизации специалистов на рынке процесс не остановился, а позднее привел к дефициту профессионалов. Оставшиеся на плаву сервисы очутились в двойном кризисе: нехватки работы и работников. У них осложнились отношения со страховыми компаниями. Следует отметить, что заключение договоров между страховой компанией и автосервисом на Западе происходит иначе, чем в России. Предметом торга служит размер скидки, предлагаемой автосервисом страховой компании для оплаты ремонта застрахованных у нее автомобилей. Величина таких преференций напрямую зависит от гарантированного объема работ, заявленных страховщиком на будущий договорной год. Подписав такой договор, автосервис получает плановую загрузку, но, в свою очередь, должен быть готов к выполнению всего заявленного объема работ и с высоким качеством.

При сложившемся кадровом дефиците для выполнения договорных обязательств перед корпоративным клиентом (страховой компанией) техцентр вынужден заключать долгосрочные договора со своими работниками.

Мы уже писали, что на Западе повсеместно практикуется гарантированная оплата труда авторемонтника. Собственно предметом договорных отношений между работником и работодателем являются рабочие часы. А вот обеспечить работой специалистов, превратить присутствие их на рабочем месте в эффективное и, главное, оплаченное действо?— забота руководителя или владельца бизнеса.

Кроме жесткого контроля за выполнением автосервисом всех пунктов договора, страховщик педантично отслеживает дальнейшие действия страхователя. В случае его нежелания продлевать страховку на следующий год специалисты страховой компании задаются вопросом: почему так? Не связано ли это с неудачным опытом отношений страховщика и автосервиса, входящего в сеть компании?

Ремонтники также ведут свою статистику. Случай повторного обращения клиента рассматривается предприятием как лояльность последнего к данному предприятию. Продление клиентом, ремонтировавшим свой автомобиль, договора страховки в той же страховой компании автосервис трактует в свою пользу. Резон в этом, безусловно, есть.

Относительно новым веянием на рынке автосервисных услуг на Западе стало участие страховых компаний в поставках запасных частей для ремонта автомобилей по страховым случаям. Многолетняя статистика, находящаяся в руках страховщиков, позволяет им заключать прямые договоры на поставку деталей с крупными продавцами. В результате основная маржа на продажу устанавливаемых запчастей остается у страховщиков. Кузовному ремонту достается малая часть от жирного некогда пирога. Этот подвид бизнеса развивается стремительно и, видимо, в ближайшем будущем станет общепринятым.

Конечно, и сервисы, теряющие весомый источник финансовых поступлений, не дремлют. На столе у подготовщика к окраске можно встретить полностью зашпатлеванный пластиковый бампер. С учетом вышесказанного это можно объяснить только одним: между сервисом и страховщиком найден компромисс. А состоял он в верно выбранной автосервисом стратегии ремонта. В случае замены бампера на новый страховщик компенсировал бы часть своих убытков из маржи на продажу автосервису детали. Автосервис же посчитал, что проще понизить суммарную стоимость работы, сохранив оплаченные часы на ремонт этого бампера. Итог: страховая компания понизила свои убытки на 20 евро, автосервис заработал значительно больше, отбив работу. Не станем комментировать сомнительную долговечность такого ремонта, отнеся ее к мягкости европейского климата, опытности профессионалов и лояльности страховщика.

В последние годы статистика аварийных случаев в Европе имеет ярко выраженную тенденцию снижения количества тяжелых аварий. При этом, во многих аварийных случаях люди сразу же обращаются в компании по выкупу авто, такие как http://www.vykup-auto.ru/avarijnye.html. Зачастую это бывает намного более выгодно, нежели восстанавливать аварийный автомобиль. В статистике аварийности количество мелких ДТП стало превышать 60%! Автосервисы на это отреагировали реорганизацией технологических потоков, выделив мелкий ремонт (не требующий разборки, сборки, резки, сварки, рихтовки) в самостоятельный вид. Для этого потребовалось увеличение числа универсальных работников. Конечно, дело не обошлось без частичного обучения. Ведь такой специалист выполняет всю работу сам, не прогоняя автомобиль по традиционной цепочке рабочих постов. Скорость ремонта выросла как минимум на 30%. Встретившиеся при реализации такого подхода законодательные сложности были преодолены небольшим переоснащением рабочих зон. Речь идет о запрете в некоторых странах Европы (например, в Великобритании) применения авторемонтных материалов вне ОСК. А точнее?— вне замкнутого пространства, имеющего собственную вентиляционную систему.

Оперативно реагируя на любые требования рынка, автосервис, как единая живая особь, отвечает новыми, иногда и экзотическими решениями. Так, в классической структуре малярного цеха можно встретить участок нанесения покрытий, не отличимых от хромированных. Инициаторами таких новаций выступают сами маляры. То есть они придумывают и внедряют технологии, повышающие эффективность предприятий.

Если посмотреть на европейский рынок автосервисных услуг шире, следует отметить постоянную тенденцию к интеграции его участников. Мы говорим не о профессиональных объединениях ремонтников. Речь об объединениях автосервисов в группы, или сети, без образования нового юридического лица, т.е. без смены собственников. Такие кооперативные структуры способны отвечать на серьезные вызовы сегодняшнего дня в авторемонте. И дело не только и не столько в попытке снижения накладных расходов бизнеса, что очевидно, а скорее в другом.

Объединившись в сеть, такая структура может обеспечить идеальную технологию ремонта, вобрав все лучшее из опыта ее участников. Она способна к формированию единого стандарта, лояльного к клиенту, с возможностью контроля всех этапов работ. Надеемся, читатель сможет самостоятельно оценить потенциал такого объединения. Но самое главное, крупная сеть может выступать на равных во взаимодействии с большой страховой компанией, или с альянсом страховщиков, добиваясь своих преференций как корпоративный клиент.

Как пример, назовем партнерскую сеть автосервисов Aсoat Selected. Ее создала более двух десятилетий назад компания AkzoNobel Automotive and Aerospace Coatings?— один из ведущих мировых поставщиков лакокрасочной продукции для авторемонта. Данный пример показателен еще и тем, что родоначальниками автосервисной сети выступили компании-производители и поставщики авторемонтных материалов. К слову, отметим, что данное партнерство достигло убедительных результатов в реализации программы лояльности к клиенту. Продление страховых договоров потребителей услуг этого профессионального сообщества превышает 95%!

В жизни западного автосервиса практикуются и организации тендеров на продажу разных объемов работ, выставляемых на продажу страховыми компаниями и их альянсами. Выгодополучателями в случае победы в таких аукционах выступают сообщества автосервисов. В таких делах одинокому техцентру делать нечего.
Инструменты работы современного западного автосервиса не ограничиваются только описанными в данной статье, скорее мы как могли сделали узкий срез кузовного хозяйства в его сегодняшнем виде. Для серьезного обобщенного анализа потребовалась бы не одна сотня журнальных страниц.

Остается пожелать успехов российским жестянщикам и малярам в их сложной сегодняшней профессиональной жизни, а особенно в жизни завтрашней. Будет ли у России свой авторемонтный путь? Вряд ли. Поэтому советуем готовиться к будущему, опираясь на опыт тех, для кого наше сегодняшнее время закончилось позавчера. Российская эволюция бизнеса еще только начинается.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.