Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Янв 20, 2014 в ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Нет комментариев

Осциллоскоп? Это просто

oscilloskopРазвитие современных методов диагностики, базирующихся на развитой системе кодов, заложенной в блоки управления автомобильными системами, заставило автосервисы массово закупать сканеры. Спору нет, оборудование крайне необходимое, полезное, относительно несложное и, что не менее важно, существенно сокращающее время на поиск неисправности. Но, при этом, у многих, особенно руководителей, сложилось впечатление, что этого оборудования достаточно. Стоит лишь присоединить тестер к диагностическому разъему и любая неисправность будет обнаружена.

Но, во-первых, тестер видит сигналы и коды ошибок так, каких видит и понимает блок электронного управления. Во-вторых, практически на всех автосервисах, включая дилерские, возможности такого оборудования используются не в полную силу. И в-третьих, к прибору всегда надо приложить голову и руки.

Разговор о мастерстве и опыте механика отложим до следующего раза. А вот о приборах стоит поговорить более подробно. Мы уже неоднократно писали о необходимости в арсенале диагноста простых, известных всем приборов — мультиметров. Коснулись мы и осциллографов, или осциллоскопов, как часто сейчас их стали называть в специальной литературе.

Так нужен осциллоскоп на диагностическом участке или нет? Может быть, действительно правы те диагносты, которые утверждают, что все неисправности диагностируются сканером, а те, немногие, сложные, не обнаруживаемые этим прибором, не делают «погоды»?

Подход своеобразный, из которого можно сделать неожиданный вывод: в делении неисправностей на сложные и простые уже заключен ответ. И этот ответ надо искать в экономике производства автомобилей.

В современном автомобилестроении на счету каждый цент затрат. А затраты на создание и внедрение в массовое производство систем самодиагностики для элементов управления узла ми и агрегатами современного автомобиля — это миллионы и миллионы долларов.

Зачем оснащать сотни тысяч выпускаемых автомобилей мощными (а значит, дорогими) системами самодиагностики, если дешевле снабдить каждого дилера диагностическим центром: сканером, осциллоскопом, газоанализатором, а также информационной системой с дополнительной информацией.

Ничего удивительного, что так все автопроизводители и поступают, оснащая блоки управления своих автомобилей только самыми необходимыми функциями самодиагностики. А все остальные неисправности должен найти и устранить диагност с помощью указанного комплекта приборов.

Вполне логично предположение, что осциллоскоп еще нескоро станет ненужным инструментом и уйдет из арсенала современного диагноста.

Естественно, что различные виды осциллоскопов имеют свои преимущества, но и не лишены недостатков, в зависимости от компоновки и комплектации: совмещенные со сканером, работающие в виде отдельного блока совместно с ноутбуком, включенные в диагностический центр на базе стойки (консоли).

Можно долго спорить по этому вопросу, и у каждого диагноста или руководителя будет свое мнение. Но что делать, когда необходимо проверить сигнал на выходе датчика или исполнительного устройства, а тем более сравнить эпюры от различных источников?

Иногда диагносты оперируют понятием мотортестер, используя его для описания многоканального осциллоскопа с функциями проверки систем зажигания, мощностного баланса и т.п. При этом блоки газоанализатора, а тем более сканера, всегда называются как отдельные устройства.

Из разговоров с диагностами становится понятным, что традиционный мотортестер ассоциируется в их понимании с чем-то большим, очень умным, и соответственно, недешевым. Недешевый — значит, должен выглядеть «соответствующе».  Но, что интересно, дилерская диагностика давно уже отошла от этого принципа и перешла на модульный принцип комплектации приборов и ноутбуки.

Закономерно предположение, что «традиционный» внешний облик мотортестера в виде ящика и проводов на консоли, окрашенной в «фирменный» цвет, компьютер и модули, изначально установленные внутрь ящика, большое число неуниверсальных разъемов должны настораживать. Настораживают прежде всего своей ценой. Ведь если купить акб может каждый, то такой тестер — уже вряд ли.

Мы же сегодня говорим об «экономике» и по стараемся показать, что качественную диагностику можно выполнить современными модульными и универсальными приборами, не переплачивая за известную марку.

Покупать диагностический комплект в сборе достаточно накладно. Когда еще деньги, потраченные на его приобретение возвратятся. Гораздо проще и дешевле приобретать оборудование поэтапно. Современная модульная диагностическая конструкция может быть собрана не только по частям, независимо друг от друга, но и от разных производителей.

Поэтому заменим несколько устаревшее понятие мотортестер на более современное -«многоканальный осциллоскоп с экспертной базой сигналов и аналитической системой оценки полученных результатов».

Сразу имеет смысл поговорить о базе данных и информационной поддержке. Для современных модулей-осциллоскопов это прежде всего база данных эталонных сигналов, пояснения о правильных способах подключения и проверки, а также информация о причинах отличий измеренного сигнала от эталона.

На сегодняшний день появляется все больше производителей электронных компонентов и блоков управления — так называемых ECU (БЭУ). Они управляют двигателем, КПП, тормозами и многими другими системами. Вот производители некоторых из них: BOSCH, SIEMENS, MAG-NETTI MARELU, DELPHI и другие. Зачастую они предлагают диагностические приборы, которые имеют обширную информацию о работе своих БЭУ и других компонентов, но бывают слабы в диагностике других производителей систем.

Очевидно, независимому техцентру стоит выбирать наиболее универсальную диагностическую систему, разработанную на базе тестирования большого числа компонентов от разных производителей.

Как правило, такие универсальные базы сигналов оказываются наиболее подходящими для многомарочных автосервисов (кстати, такой «универсализм» следует использовать и при подборе сканера).

Более того, сегодня существует масса справочных программ, которые позволяют иметь осциллоскоп без справочной базы данных. Время на анализ измерений несколько увеличивается, но, при этом, существенно сокращаются финансовые расходы, а диагност получает дополнительные знания и умения. Не поймите превратно, я не агитирую за покупку дешевых приборов у сомнительных продавцов. Просто все чаще на сервисы заезжают автомобили, оборудованные БЭУ а средств на покупку оборудования не хватает. Как вариант, можно обойтись предложенным способом. Целый ряд производителей Украины и России, чье оборудование уже зарекомендовало себя на рынке готовы помочь.

Любой специалист имеет право выбора, что, кроме марки и производителя прибора, позволяет приобрести двух-, четырех- и даже двенадцатиканальный осциллоскоп.

В любом случае именно качество элементной базы модуля осциллоскопа при оцифровке аналогового сигнала имеет главенствующее значение.

Мы не рекомендуем впадать в крайность и покупать дешевый модуль с низкими характеристиками. Такая «экономия ведет к большим потерям времени, а следовательно, и денег при проведении диагностических операций.

На что стоит обратить внимание, независимо от производителя. Есть ряд важных параметров.

1. Является ли осциллоскоп самостоятельным прибором, или приставкой к компьютеру.

2. Каково вертикальное разрешение прибора? Обычное значение параметра не превышает 200 точек. Но чем больше, тем лучше. Так существуют приборы где этот параметр определяется не двумя, а тремя нулями.

3. Погрешность измерений. Желательно иметь 1% и ниже. Такие характеристики позволяют записывать, увеличивать и анализировать сигналы любых типов.

4. Отдельный рассказ о записи сигналов в память — без чего немыслима диагностика современных автомобилей. Память позволяет записывать многоканальное отображение сигналов сложной формы с последующим многократным увеличением.

5. Зависимость от внешнего источника питания. Приборы могут запитываться как от бортовой сети автомобиля, так и от компьютера.

6. Очень важно отметить качество и количество адаптеров. Оптимальным является вариант, когда в комплекте подобраны адаптеры, позволяющие осуществить подключение к компонентам как двигателя (первичным и вторичным цепям зажигания, датчикам оборотов, положений), так и любым другим современным компонентам, включая шину CAN. Редко, но можно встретить специальные безопасные адаптеры, которые позволяют осуществить легкое подключение без прокалывания проводов практически к любым электронным компонентам. При этом должен обеспечиваться идеальный электрический контакт и абсолютная точность отображения сигналов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *