Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Ноя 27, 2013 в ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Нет комментариев

Моя подушка меня бережет!

Об элементах пассивной безопасности современного автомобиля мы знаем, кажется, если не все, то многое. Мы слышали авто-новости, спортивные авто, тюнинг, наслышаны о системе SIPS, применяемой на Volvo. Audi вовсю рекламирует свою систему пассивной безопасности Procon-Ten…

На этом фоне для многих будет неожиданностью, что и в России уже долгое время ведутся серьезные работы в области пассивной безопасности автомобиля. Оказывается, надувная подушка безопасности для обыкновенных Жигулей существует уже давно! Разработана она была в ЦНИИТОЧМАШе — некогда мощном предприятии пришедшей ныне в упадок «оборонки». Центральный автополигон испытывал ее, а в НАМИ адаптировали под наши требования.

Работы начались еще в 1977 году. Тогда речь шла о защитных надувных экранах для задних пассажиров представительских автомобилей ЗИЛ-4104. Но со временем внимание инженеров ЦНИИТОЧМАШа перешло к более перспективным подушкам безопасности — для водителя и переднего пассажира. Результатом этой работы стала надувная подушка безопасности для ВАЗ-2107. Заказчиком стал только ВАЗ, хотя испытания проводились не только на вазовских машинах, а еще на ЗИЛах и Волгах. И нынче надувная подушка безопасности для ВАЗ-2107 практически готова к производству. Проведено уже около 300 испытаний, доказавших работоспособность системы.

Однако сложилась такая ситуация, что спрос на «семерку» на внешнем рынке упал (а ведь именно экспортные машины ВАЗ предполагал в первую очередь оснащать надувными подушками), поэтому работа повисла в воздухе.

Почти закончены работы по монтажу контейнера с подушкой в рулевое колесо ВАЗ-2108. Кроме того, ВАЗ предполагает заказать ЦНИИТОЧМАШу «вставить» подушку безопасности в грядущую «десятку», так что есть кое-какие надежды, что уже в 1996 году с конвейера ВАЗа сойдет первый серийный автомобиль с надувной подушкой безопасности.

Итак, что же представляет собой эта подушка? Она приводится в «боевое» состояние за 45 миллисекунд. За это время водитель не успевает заметно приблизиться к рулевой колонке, а позднее, при существенном возрастании замедления автомобиля, уже надутая подушка принимает в свои объятия голову и грудь водителя. При столкновении сигнал от трех электронных датчиков замедления подается на электронный блок, который, проанализировав величину и длительность сигнала отдатчиков, дает команду на срабатывание пиротехнического генератора, который и надувает 60-литровую подушку. Электронные датчики замедления установлены следующим образом: по одному на передних лонжеронах, около бампера и один — на тоннеле между передними сиденьями. Сигнал на электрозапал газогенератора от электронного блока пойдеттолько втом случае, если срабатывают хотя быдва датчика из трех (на тоннеле и на одном из лонжеронов). Это — чтобы свести к минимуму вероятность случайного срабатывания.

Оригинальная конструкция позволила снизить уровень звукового давления до 130 дБ, в тс время, как в документации на аналогичные западные разработки фигурируют цифры 150— 170 дБ (болевой уровень для человек составляет 154 дБ). Дело в том, что раскрытие подушки происходит в два этапа: сначала специальный толкатель на газогенераторе выталкивает центральную панель рулевого колеса и «выбрасывает» саму подушку, и лишь потом уже освобожденная «из плена» подушка наполняется газом. Материалом для подушки служит специальная прорезиненная ткань, причем в самом мешке есть специальные отверстия для выхода газа: давление внутри не должно быть слишком большим! Ведь необходимо добиться эффекта, когда подушка принимает наваливающееся на нее тело и, вьпгуская из себя газ. плавно останавливает его, а не отбрасывает назад.

Кроме подушки безопасности, в ЦНИИТОЧМАШе разработаны и испытаны устройства аварийного натяжения ремней безопасности Ремень подтягивается на несколько сантиметров пиротехническим устройством за 7—10 миллисекунд. Команду на срабатывание натяжителя дает все тот же электронный блок.

Вся система в комплексе получила название защитно-удерживающей системы (ЗУС), которая прошла ряд успешных испытаний. А теперь — дело за производителями. На Западе уже вплотную подошли к вопросу об обязательном применении подушек безопасности на всех продаваемых автомобилях. И если такое решение будет принято, то внешний рынок для российских автопроизводителей будет закрыт. Повторим, что ближе всех к решению этой проблемы оказался ВАЗ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *