Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Май 14, 2013 в ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Нет комментариев

Компьютер не всесилен

У большинства автолюбителей компьютерная диагностика ассоциируется с дорогостоящей процедурой на «фирменном» сервисе.

Современные технические средства позволяют получить довольно много объективной информации о работе различных систем автомобиля

Современные технические средства позволяют получить довольно много объективной информации о работе различных систем автомобиля

Как говаривал один мой знакомый: «Услышав про компьютерную диагностику, я хватаюсь за… кошелек». Данное мнение было правомерно лет семь-восемь назад, сейчас же оно соответствует действительности лишь отчасти. К тому же компьютерная диагностика (КД) далеко не всесильна, как полагают многие. Это только в «Звездных войнах» могучий компьютер ставит абсолютно точный диагноз и сам меняет отказавший узел. В реальности же главная роль по-прежнему принадлежит человеку-оператору, который должен очень неплохо разбираться в конструкции автомобиля и рабочих процессах агрегатов. В противном случае современный стенд КД превращается в бесполезную железку в руках дикаря.

Только электрика
Суть любой КД сводится к следующему. Компьютер, неважно, бортовой или внешний, обращается к тем или иным узлам, проверяя их в первую очередь на банальный «обрыв». Глупо полагать, что при помощи КД можно обнаружить неполадки (износ) цилиндро-поршневой группы, головки блока цилиндров, коленвала и прочих чисто механических элементов двигателя. Диагностике подлежат только электрические устройства, причем те из них, основным показателем исправности которых является электрическая же величина (например, омическое сопротивление). Если система диагностики выдает сигнал о неисправности какого-то простейшего устройства (к примеру, датчика температуры), то с высокой долей вероятности можно утверждать, что сам датчик либо его проводка действительно неисправны. И, наоборот, если, по мнению компьютера, «криминала» не обнаружено, значит, устройство работает нормально.

В состав системы впрыска топлива входит масса устройств, которые нельзя качественно проверить, измеряя лишь их сопротивление. А потому в ход пускаются более сложные алгоритмы проверки. Так, получая информацию о частоте вращения коленчатого вата и скорости автомобиля и имея в памяти примерные значения сигналов, которые должны поступать при этом от других устройств, компьютер может делать вывод об их исправности. Например, двигатель работает, а расходомер (массметр) сообщает, что воздух не поступает. Налицо явная неисправность данного датчика, о чем система диагностики вас и проинформирует. Однако тот же диагноз будет вынесен и в случае, если виноват не вышеупомянутый массметр, а прохудившийся или соскочивший воздуховод, соединяющий его с впускным коллектором: в результате воздух будет проходить мимо датчика, и массметр выдаст ошибочный сигнал, несмотря на свою полную исправность.

Однако это еще цветочки: все-таки просмотреть воздуховод на предмет целостности — не бог весть какая задача, если, конечно, понимать суть происходящего (вот она, творческая составляющая процесса). Порой выдаются диагнозы типа «неисправность топливной системы или системы впуска». Вот так, ни много ни мало. Любопытно, что полный перечень устройств, входящих в эти системы, займет с полстраницы мелким шрифтом, а общая стоимость будет соизмерима с ценой самой машины. Самое же смешное (или грустное) заключается в том, что причиной появления такого диагноза может стать, например, продолжительная работа стартера. Известен случай, когда источником всех бед оказалась сильно загрязненная катушка зажигания. Выходит, что «неисправность», которую «дядя Вася» из соседнего гаража, не исключено, выявит за две минуты визуально, сложный диагностический стенд не «уловит» вовсе.

Возможны варианты
Помимо уже рассмотренной КД двигателя, которую вам без проблем проведут на автосервисе в Твери, существуют системы диагностики других систем автомобиля. Правда, назвать некоторые из них компьютерными довольно трудно, так как по уровню «интеллекта» они немногим отличаются от системы оповещения о незакрытой двери. Так, устройство диагностики тормозной системы в большинстве случаев представляет собой набор датчиков (уровня тормозной жидкости, износа колодок, разницы давления в контурах и т.д.). По сути, показания каждого из этих датчиков однозначно определяют ту или иную неисправность, и для индикации результатов хватило бы панели с лампочками. Однако, чтобы не превращать автомобиль (диагностический стенд) в рождественскую елку, вся информация поступает в бортовой или стендовый компьютер и выводится на экран (диагностическую колодку) в удобном для считывания виде.

Существуют стенды, способные проверять исправность подвески автомобиля и его тормозную систему. Суть их работы сводится к тому, что автомобиль устанавливается на специальные барабаны, позволяющие измерять тормозное усилие на каждом из колес, «пощупать» подвеску на предмет исправности сайлент-блоков, шаровых опор, оценить работоспособность амортизаторов. Но и тут не без грехов. Во первых, по мере усложнения системы диагноз может становиться все более расплывчатым. К примepy, «неравномерность тормозного усилия на колесах» может показывать на износ, плохое качество или «замасливание» колодок, тормозных дисков или барабанов, неисправность колесного цилиндра и многое другое. К тому же использование такой серьезной техники требует определенной квалификации и аккуратности персонала. Например, если давление в шинах авто неодинаково, результаты «экспертизы» будут неточными. Были случаи, когда в силу погрешности измерений или некомпетентности оператора на пунктах инструментального контроля «заворачивали» абсолютно новые иномарки производителей с мировым именем (машины юридических лиц загоняют на ПИК и независимо от возраста). Так что последнее слово все равно за человеком.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.