Pages Menu
Categories Menu

Опубликовано Ноя 26, 2013 в ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Нет комментариев

Кабель с сюрпризами по-чешски

Объектом нашего очередного потребительского теста стали высоковольтные провода для системы зажигания, выпускаемые заводом TESLA-Blatna в Чехии. Увы, результат проверки неутешителен: для практического пользования эти изделия мало пригодны. Как и почему мы пришли к такому выводу — об этом и рассказывается в нашей статье.

К сожалению, все постепенно стареет, и свечные провода не представляют собой исключения. Скажем, такая история. Машина «в форме», совсем еще не старая, но вот мотор стал пускаться похуже, особенно в плохую погоду. Что вы делаете? Правильно, чистите свечи и контакты прерывателя, устраиваете «баню» карбюратору. Все это дает свой эффект, но былой задор к двигателю все-таки не возвращается. И вот однажды случается вам открыть капот вечером, в темноте и при работающем двигателе. Дивная открывается картина: ореолы вроде полярного сияния в миниатюре, а кое-где, бывает, даже искры проскакивают. Но вы почему-то не любуетесь, а с досадой захлопываете крышку и назавтра отправляетесь по магазинам, чтобы купить свежий комплект высоковольтных проводов. Есть еще один выход, выгодно продать автомобиль, и в этом вам поможет срочно выкуп авто.

Покупателя этих изделий проблема выбора не отягощает: красные провода, более дешевые, — для Жигулей, голубые, подороже, — для Самары. И все. Впрочем, нельзя исключить и неожиданность, когда на прилавке будет стоять красивая коробка с надписями по-чешски и по-английски, а также с прямым адресным указанием: Lada (или Samara, или Aleko). Внутри — полный комплект свечных кабелей с наконечниками, резинками и пластиковыми проставками. Правда, изоляционное покрытие не цветное, а черное, но выглядят провода вполне привлекательно. Да и вообще не в цвете дело.

Но надо заметить, что первое знакомство с содержимым коробок все-таки дает повод для легкого недоумения. Если сам кабель одинаков для машин всех марок, в том числе для «девятки и, значит он не уступает нашему голубому? Иными словами, для Жигулей он прямо-таки находка? Вопросик такой, что мы решили поискать ответ в прямом эксперименте.

Запасшись товарными образцами, изготовленными известной чешской фирмой TESLA, мы обратились к испытателям завода АТЭ-2 — ведущего предприятия по выпуску приборов зажигания для отечественных автомобилей. В таком деле им и карты в руки, компетентнее некуда.

Специалисты подошли к задаче без затей: предложили поочередно проделать все, что предписывает российский ГОСТ в отношении свечных проводов, при этом для сравнения использовать обычный жигулевский (то есть красный) кабель ПВВП Результаты показали, что наше любопытство отнюдь не было праздным.

Начали с замера электрической емкости провода. У нашего получилось 53 пф, у чешского чуточку получше — 49 пф. Что ж, нормально.

Следующий опыт, причем очень важный, — определение величины пробивного напряжения. У нашего, как положено, она составила 18 кВ, у чешского— 16 кВ. Как же так? Если на Жигулях такая стойкость еще худо-бедно сойдет, то на «восьмерке» или «девятке» с их мощной бесконтактной транзисторной системой этого явно недостаточно. В критических условиях изоляцию запросто может пробить.

Еще одна «настольная» проверка, обычно довольно формальная, — оценка электрического сопротивления провода, приведенная к метру его длины. У ПВВП этот показатель равен 1.8 Ом, а у чешского прямо на проводе написано, что должно быть 1.9 Ом. Тем не менее стрелка контрольного прибора показала сумасшедшую цифру — 24 Ом. Вот это да! Такой резистор должен прямо-таки душить высоковольтные импульсы, столь нужные для искрообразования в свечах.

Однако тест продолжался. Следующий номер программы — поочередная установка комплектов на стенд с действующей «жигулевской» системой зажигания. Приборы показали, что вторичное напряжение в системе от перестановки не изменяется, сохраняется и величина тока в индуктивной фазе разряда. Но сама эта фаза при черном кабеле укорачивается, иными словами — длительность искры становится меньше примерно на 20 %. А это тот самый параметр, за который идет постоянная борьба при конструировании более совершенных систем.

И уж совсем «труба» с общей энергией искрового разряда. Как и предполагалось, чешские провода (в работе всегда два провода — от катушки к распределителю и от распределителя к свече) вследствие очень высокого внутреннего сопротивления отнимают 40—50 % энергии каждого импульса, так что электроды свечи остаются сильно обездоленными. Искра между ними слабеет, и в иных случаях (особенно при пуске) ее энергии может просто не хватить для поджига экономичной, обедненной рабочей смеси. Вот такой сюрприз способны преподнести провода TESLA.

Но и это еще не все. Следующий этап — проверка реакции кабеля на высокую и низкую температуру. Что касается высокой (110 °С), то тут никаких нежелательных явлений не отмечено. А вот при низкой (- 40 °С) — еще один казус. Замороженный провод (дело происходит в холодильной камере) должен выдержать наматывание на цилиндр диаметром 40 мм, а затем перемотку в обратную сторону. Читатель, возможно, уже догадался, что чешский провод, и в обычных условиях довольно твердый, при этом хрустнул и переломился. Конечно, зимы теперь несуровые, однако морозы все же бывают, и если до перелома дело скорее всего не дойдет, то трещины в изоляции вполне могут появиться.

Впрочем, свой «гол престижа» чешский кабель все-таки забил. Как выяснилось, непомерное внутреннее сопротивление имеет и положительную сторону — оно снижает излучение в эфир, уменьшает помехи для радиоприемника. Поэтому меломанам, которым автомобиль нужен не как безотказное средство передвижения, а как камера музыкальных наслаждений, стоит обратить свое внимание на комплекты TESLA. Остальным же автомобилистам мы порекомендовали бы сделать для себя прямо противоположные выводы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.