Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Ноя 26, 2013 в ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | Нет комментариев

Кабель с сюрпризами по-чешски

Объектом нашего очередного потребительского теста стали высоковольтные провода для системы зажигания, выпускаемые заводом TESLA-Blatna в Чехии. Увы, результат проверки неутешителен: для практического пользования эти изделия мало пригодны. Как и почему мы пришли к такому выводу — об этом и рассказывается в нашей статье.

К сожалению, все постепенно стареет, и свечные провода не представляют собой исключения. Скажем, такая история. Машина «в форме», совсем еще не старая, но вот мотор стал пускаться похуже, особенно в плохую погоду. Что вы делаете? Правильно, чистите свечи и контакты прерывателя, устраиваете «баню» карбюратору. Все это дает свой эффект, но былой задор к двигателю все-таки не возвращается. И вот однажды случается вам открыть капот вечером, в темноте и при работающем двигателе. Дивная открывается картина: ореолы вроде полярного сияния в миниатюре, а кое-где, бывает, даже искры проскакивают. Но вы почему-то не любуетесь, а с досадой захлопываете крышку и назавтра отправляетесь по магазинам, чтобы купить свежий комплект высоковольтных проводов. Есть еще один выход, выгодно продать автомобиль, и в этом вам поможет срочно выкуп авто.

Покупателя этих изделий проблема выбора не отягощает: красные провода, более дешевые, — для Жигулей, голубые, подороже, — для Самары. И все. Впрочем, нельзя исключить и неожиданность, когда на прилавке будет стоять красивая коробка с надписями по-чешски и по-английски, а также с прямым адресным указанием: Lada (или Samara, или Aleko). Внутри — полный комплект свечных кабелей с наконечниками, резинками и пластиковыми проставками. Правда, изоляционное покрытие не цветное, а черное, но выглядят провода вполне привлекательно. Да и вообще не в цвете дело.

Но надо заметить, что первое знакомство с содержимым коробок все-таки дает повод для легкого недоумения. Если сам кабель одинаков для машин всех марок, в том числе для «девятки и, значит он не уступает нашему голубому? Иными словами, для Жигулей он прямо-таки находка? Вопросик такой, что мы решили поискать ответ в прямом эксперименте.

Запасшись товарными образцами, изготовленными известной чешской фирмой TESLA, мы обратились к испытателям завода АТЭ-2 — ведущего предприятия по выпуску приборов зажигания для отечественных автомобилей. В таком деле им и карты в руки, компетентнее некуда.

Специалисты подошли к задаче без затей: предложили поочередно проделать все, что предписывает российский ГОСТ в отношении свечных проводов, при этом для сравнения использовать обычный жигулевский (то есть красный) кабель ПВВП Результаты показали, что наше любопытство отнюдь не было праздным.

Начали с замера электрической емкости провода. У нашего получилось 53 пф, у чешского чуточку получше — 49 пф. Что ж, нормально.

Следующий опыт, причем очень важный, — определение величины пробивного напряжения. У нашего, как положено, она составила 18 кВ, у чешского— 16 кВ. Как же так? Если на Жигулях такая стойкость еще худо-бедно сойдет, то на «восьмерке» или «девятке» с их мощной бесконтактной транзисторной системой этого явно недостаточно. В критических условиях изоляцию запросто может пробить.

Еще одна «настольная» проверка, обычно довольно формальная, — оценка электрического сопротивления провода, приведенная к метру его длины. У ПВВП этот показатель равен 1.8 Ом, а у чешского прямо на проводе написано, что должно быть 1.9 Ом. Тем не менее стрелка контрольного прибора показала сумасшедшую цифру — 24 Ом. Вот это да! Такой резистор должен прямо-таки душить высоковольтные импульсы, столь нужные для искрообразования в свечах.

Однако тест продолжался. Следующий номер программы — поочередная установка комплектов на стенд с действующей «жигулевской» системой зажигания. Приборы показали, что вторичное напряжение в системе от перестановки не изменяется, сохраняется и величина тока в индуктивной фазе разряда. Но сама эта фаза при черном кабеле укорачивается, иными словами — длительность искры становится меньше примерно на 20 %. А это тот самый параметр, за который идет постоянная борьба при конструировании более совершенных систем.

И уж совсем «труба» с общей энергией искрового разряда. Как и предполагалось, чешские провода (в работе всегда два провода — от катушки к распределителю и от распределителя к свече) вследствие очень высокого внутреннего сопротивления отнимают 40—50 % энергии каждого импульса, так что электроды свечи остаются сильно обездоленными. Искра между ними слабеет, и в иных случаях (особенно при пуске) ее энергии может просто не хватить для поджига экономичной, обедненной рабочей смеси. Вот такой сюрприз способны преподнести провода TESLA.

Но и это еще не все. Следующий этап — проверка реакции кабеля на высокую и низкую температуру. Что касается высокой (110 °С), то тут никаких нежелательных явлений не отмечено. А вот при низкой (- 40 °С) — еще один казус. Замороженный провод (дело происходит в холодильной камере) должен выдержать наматывание на цилиндр диаметром 40 мм, а затем перемотку в обратную сторону. Читатель, возможно, уже догадался, что чешский провод, и в обычных условиях довольно твердый, при этом хрустнул и переломился. Конечно, зимы теперь несуровые, однако морозы все же бывают, и если до перелома дело скорее всего не дойдет, то трещины в изоляции вполне могут появиться.

Впрочем, свой «гол престижа» чешский кабель все-таки забил. Как выяснилось, непомерное внутреннее сопротивление имеет и положительную сторону — оно снижает излучение в эфир, уменьшает помехи для радиоприемника. Поэтому меломанам, которым автомобиль нужен не как безотказное средство передвижения, а как камера музыкальных наслаждений, стоит обратить свое внимание на комплекты TESLA. Остальным же автомобилистам мы порекомендовали бы сделать для себя прямо противоположные выводы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.