Pages Menu
TwitterRssFacebook
Categories Menu

Опубликовано Авг 16, 2016 в АВТОПРАВО | Нет комментариев

Как живете, дилеры?

avtokreditНи для кого не секрет, что сегодня автодилеры переживают трудные времена. Но как эти самые «трудные времена» выглядят в цифрах? Сколько продлится спад в автомобильной отрасли и что делать, чтобы его пережить? И, пожалуй, самое важное – какой станет отрасль в будущем?

Ситуация критическая, но не совсем…

Отрасль действительно пострадала от кризиса. За прошедшие семь месяцев продажи крупнейших российских автодилеров значительно упали. Но если посмотреть статистику, то выясняется, что если с января по май скорость падения усиливалась, то уже в июне и июле ситуация стабилизировалась. А после резкого снижения продаж автомобилей в кредит в начале года их доля постепенно начала возрастать, и на текущий момент уже каждый пятый автомобиль продается крупнейшими дилерами с использованием автокредитов. В то же время, многие, для кого автокредит является непосильным бременем, пользуются услугами выкупа кредитных авто.

Еще более показательная ситуация складывается в разных сегментах рынка. В частности, наибольший спад в объемах реализации наблюдается среди российских автомобилей – средний темп падения продаж составил около 60%. А вот среди подержанных иномарок наблюдалось наименьшее падение продаж. Это объясняется тем, что автодилеры стали уделять значительно больше внимания именно этому сегменту, в том числе системе trade-in. Кроме того, внесенные изменения в правилах взимания НДС при продаже подержанных авто стимулируют их продажи через дилерские центры.

За время кризиса существенно изменилась средняя стоимость автомобилей во всех сегментах: в долларах США она снизилась на 16%, но выросла на 13% в рублях.

Однако, несмотря на повышение «рублевой» стоимости, автомобили, произведенные в России, сейчас продаются лучше других категорий как в количественном, так и в денежном выражениях. Причин этому много: изменение курса рубля, масштабные дисконтные продажи, высокая доля в продажах текущего года машин, произведенных в 2008 году, повышение таможенных пошлин.

Повышение пошлин на ввоз иномарок привело к тому, что их импорт за первые семь месяцев 2009 года сократился на 72% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. И правительство планирует продлить действие повышенных пошлин.

Однако говорить о «начале выхода из кризиса» пока что не стоит. Замедлилась лишь скорость падения в отдельных секторах, а сам рынок продолжает падать и в количественном, и денежном выражениях. Причем темпы падения увеличиваются.

Исчерпаны складские запасы (которые продавались со значительным дисконтом и поддерживали рынок какое-то время). На рынке труда царит неопределенность, а значит, потребитель испытывает неуверенность в будущем и потому откладывает приобретение автомобиля до «лучших времен».

Стоит отметить, что российский автомобильный рынок в первом полугодии упал существенно больше, чем европейский. По продажам новых автомобилей за первые шесть месяцев Россия заняла 5-е место среди стран Старого Света.

По нашему мнению, хотя падение российского автомобильного рынка и продолжается, но уже ясно, что до «точки невозврата» оно не дойдет. Рынок изменится: покупатели станут меньше приобретать импортные иномарки – как новые, так и подержанные – и все больше внимания будут уделять автомобилям, произведенным в России. И, пожалуй, одним из основных факторов, влияющих на выбор автомобиля, на ближайшие годы станет даже не его цена, а доступность и стоимость ремонта.

Производство автомобилей

Резкое падение спроса заставило автопроизводителей существенно снизить объемы выпуска продукции из-за затоваривания складов и снижения спроса на их продукцию. В первом квартале 2009 года снижение составило 63% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, во втором – 58%.

Правда, во втором квартале наблюдался рост производства, но он объясняется как сезонным фактором, так и снижением складских запасов в первом квартале.

Объем производства легковых автомобилей российских марок в январе–июле снизился на 63,7% (до 185 тыс. штук). Падение выпуска иномарок оказалось несколько меньшим – 53,1% (до 164 тыс. машин). Производство автомобилей иностранных марок в режиме промсборки составило114 тыс. единицы, что на 46,6% меньше, чем годом ранее.

Стоит отметить, что в последние семь лет доля иномарок, сделанных в России, в общем объеме продаж снижалась. Однако повышение таможенных ставок, девальвация рубля, льготное кредитование, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов значительно увеличили их долю и сделали этот сектор рынка очень перспективным в будущем.

Автокредитование

Несмотря на то что мировой экономический кризис, собственно, и начался из-за проблем с возвратом долгов, автомобильная отрасль не собирается отказываться от кредитования.

Конечно, этот сектор рынка значительно упал: в первом полугодии 2009 года в кредит продавалось чуть менее 20% автомобилей (в первой половине 2008 года – более 50%). А если учесть 55%-ное снижение объема рынка автомобилей, то получается, что объем автокредитования снизился в первом полугодии 2009 года в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Правительство в определенной степени поддержало автопроизводителей: в рамках государственной программы по субсидированию процентных ставок к середине августа было выдано около 25 тыс. кредитов. Но число заявок на получение таких кредитов было в два раза больше. И отсюда следует, что только около 2% автомобилей, реализованных в 2009 году, было продано с использование субсидируемых государством процентных ставок по кредиту, что очень мало для реального влияния на рынок.

Во втором полугодии 2009 года наблюдается определенное оживление в этом секторе рынка из-за расширения программы государственной поддержки автокредитования (увеличение максимальной стоимости автомобиля, снижение первоначального взноса, расширение списка банков-участников).

Многие автопроизводители (как российские, так и зарубежные) совместно с банками-партнерами запустили собственные программы по льготному кредитованию.

Редакция считает, что активно развиваться автокредитование начнет, скорее всего, с появлением признаков стабилизации экономики. Однако это не говорит о том, что и автопроизводителям, и государству остается только сидеть сложа руки и ждать, когда экономическая ситуация улучшится.

Государство нам поможет?

Правительство предпринимает меры по поддержке отрасли, естественно, делая упор на развитие российского автопрома. Уже сегодня сделано многое: проведена корректировка ввозных таможенных пошлин в отношении автомобильной техники, и это позволило увеличить долю легковых машин, произведенных в Российской Федерации, в общем объеме продаж (до 377 088 штук). Спрос на продукцию отечественных производителей поддерживается с помощью государственных закупок. Кстати, регионам также предписано осуществлять закупки именно отечественной техники.

Субсидии физическим лицам при покупке автомобилей в кредит должны позволить россиянам приобрести более 100 тыс. машин отечественного производства.

Кроме того, организована бесплатная перевозка автомобилей в Дальневосточный федеральный округ. С апреля РЖД осуществляет туда льготную перевозку из западных регионов страны.

Налажена реализация автомобилей через государственные лизинговые компании, которые частично удовлетворят спрос на лизинговые услуги: ОАО «Росагролизинг» – на сумму более 5 млрд рублей и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» – на сумму около 3 млрд рублей.

Также государством стимулируется инвестиционная деятельность и предоставляются госгарантии под проекты по организации производства автомобилей, в частности на Дальнем Востоке. Первый проект – завод ОАО «Соллерс», на котором будет налажено производство доступных внедорожников (SsangYong), коммерческих автомобилей (ISUZU) и спецавтомобилей для обеспечения социальной сферы (Fiat Ducato).
Предусмотрено также предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на технологическое перевооружение, а также субсидирование расходов на выплату купонного дохода по облигациям.

В ближайшее время правительство планируется еще целый ряд мероприятий. В частности, разработка механизма утилизации автомобилей (стимулирование замены старых автомобилей является действенной мерой для поддержки продаж на многих мировых рынках).

Минрегионразвития России начал подписание с субъектами РФ соглашений о предоставлении субсидий, на которые будет приобретено более 20 тыс. единиц автомобильной техники, производимой российскими предприятиями.

Будет осуществляться также субсидирование кредитов лизинговым компаниям на сделки с российскими автопроизводителями.

Однако основной проблемой развития лизинговых операций является отсутствие «длинных» и недорогих кредитных ресурсов. Уже утверждено постановление Правительства РФ от 7 июля 2009 года № 546, которым предусмотрено выделение 1 млрд рублей на субсидирование кредитных линий на осуществление лизинговых операций с автотехникой отечественного производства.

Однако следует отметить, что решение субсидировать ставку по кредитам для лизинговых компаний решает проблему стоимости ресурсов, но не их срочности. А сейчас время – это важнейший параметр выхода из кризиса. И кроме того, встает вопрос о сумме зарезервированных средств. Скорее всего, что 1 млрд рублей – слишком мало. По мнению редакции, эта сумма должна быть увеличена минимум вдвое, чтобы оказать более или менее заметное влияние на рынок.

Что ожидать?

Сегодня гораздо проще делать прогнозы на отдаленное будущее. Все эксперты сходятся на том, что рынок после окончания кризиса будет быстро расти, причем особо активно в секторах автомобилей, произведенных в России.

Но крайне сложно с достаточным уровнем надежности прогнозировать продажи даже на период до конца 2009 года, не говоря уж о ближайших годах. Сейчас существует два возможных сценария развития ситуации на автомобильном рынке России: базовый и пессимистический. И оба они предусматривают продолжение снижения продаж. Вопрос только, насколько крутым будет это снижение.

В базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50% в количественном выражении, т.е. объем продаж по итогам 2009 года будет составлять около 1,6 млн штук. При пессимистическом сценарии падение достигнет 60% и будет продано около 1,3 млн штук.

Однако на эти сценарии можно посмотреть и с другой точки зрения. Да, падение продаж значительное. Но продажи-то все равно есть! Значит, сохраняются инфраструктура отрасли, специалисты, связи. Кроме того, существующие, хотя и низкие, продажи позволяют дилерам сохранить бизнес и получить фору по времени для его реорганизации.

Кто выживет и почему?

Сегодня перед многими дилерами стоит серьезный вопрос: как надо реорганизовать бизнес, чтобы он не только выжил, но и показывал приемлемые финансовые результаты в новой экономической ситуации?
Современный российский автомобильный парк – это почти половина машин старше 10 лет. Его рост и обновление в течение нескольких лет шли в основном за счет приобретения новых легковых автомобилей. Сегодня эта модель рынка ушла в прошлое.

Рынок изменился, причем очень быстро. И некоторые дилеры (особенно работавшие со средним ценовым сегментом) просто не успели за этими изменениями и потому находятся на грани банкротства.

Причины такого положения хорошо известны: перегруженность заемными средствами, узкий профиль работы дилеров (один-два бренда автомобилей), ставка только на продажи автомобилей, недостаточно компетентный операционный менеджмент.

Если во время активного роста рынка этими факторами можно было и пренебречь, то сегодня они стали той самой «соломинкой, которая переломила спину верблюду».

Однако российский автомобильный рынок имеет одно важное преимущество, связанное, как ни парадоксально, с его отставанием от мирового авторынка: практически все изменения доходят до России с опозданием на год-два. И потому российские автодилеры получают уникальную возможность заранее посмотреть на опыте западных коллег, куда им развиваться.

Уже понятно, что обеспечат выживание и рост прибыли реструктуризация долгов и привлечение инвестиций, оптимизация товарных запасов, замена неэффективного менеджмента, изменение мотивации персонала. И самое главное – ориентация на клиента должна стать ключевым приоритетом.

Сегодня в структуре прибыли западного дилера основу составляют ремонт и сервис. А если учесть, что примерно половина российского автопарка старше 10 лет, то становится понятно, что и для российских дилеров в ближайшие годы именно сервисные услуги, а не продажи, станут основным источником прибыли. Но при этом резко возрастают требования к профессиональному уровню специалистов-ремонтников.

И что очень важно, меняется отношение к клиенту. Раньше после покупки автомобиля он чаще всего переходил в роль «просителя», ищущего мастера, чтобы отремонтировать что-то. Но теперь, когда сервисные службы у дилеров начинают развиваться, он опять становится основным источником прибыли. И на первое место начинает выходить не только качество ремонта, но и его цена, а также качество обслуживания.

И здесь возникает еще одна тенденция. Обеспечить качество и уровень обслуживания по конкурентным ценам могут только крупные дилерские объединения. Такой консолидации будут способствовать и стимулы, создаваемые производителями автомобилей, и повышенная конкуренция, и меньшая финансовая устойчивость автодилеров, и резкое падение спроса на новые автомобили на фоне быстро нарастающей конкуренции между дилерами (в 2007–2008 годах было построено много новых центров).

Поэтому, по мнению редакции, в обозримом будущем предстоит серия слияний и поглощений, которые приведут к появлению на российском рынке больших автодилерских групп.

Заключение

Говорить о том, что показался «свет в конце тоннеля», пока рано. Отрасль переживает трудности, и они еще далеко не закончились. Однако скорость падения рынка явно замедляется, и во многих его секторах уже заметны признаки стабильности. И главное – идет структурная перестройка всего автобизнеса, которая в ближайшее время позволит участникам рынка, несмотря на падение объемов реализации новых автомобилей, стабилизировать свое финансовое состояние и начать развитие. И это – самый обнадеживающий факт…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.